Заявления двух представителей «нормандской четвёрки» - министра иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайера о том, что в Донбассе «эскалация может в любой момент выйти на новый виток» (16 августа), и главы МИД РФ С.Лаврова о том, что развитие событий последних дней «очень сильно напоминают подготовку к очередным боевым действиям» (17 августа»), - отразили всю остроту той ситуации, когда противоборствующие стороны в Донбассе разделяет уже не линия соприкосновения, а линия фронта.
Обстрелы ДНР украинскими войсками достигли в эти дни самой большой за последние месяцы силы. Значит ли это, что шансы политического урегулирования украинского конфликта драматически уменьшились и даже, как уверяют некоторые, сошли на нет? Окончательного ответа на этот вопрос мы пока не имеем, но стремительный ход событий уже побудил донецких руководителей призвать лидеров «нормандской четвёрки» вмешаться в ситуацию незамедлительно.
Чему может послужить в обострившейся обстановке предложение президента Польши Анджея Дуды об установлении «нового формата мирных переговоров по Донбассу», дважды повторенное им в первой половине августа?
Чем не устраивает Варшаву «нормандский формат» минских переговоров, благодаря которому заработал единственный на сегодняшний день открытый дипломатический канал политического урегулирования украинского кризиса?
Настойчивость, с какой польский президент вновь делает своё предложение об изменении «нормандского формата» в сторону его расширения, удивляет тем больше, что, беседуя 14 августа по телефону с Петром Порошенко, Анджей Дуда сообщил украинскому президенту, что в мирных переговорах могли бы участвовать, по его мнению, «сильнейшие государства Европы» (тут Польша, разумеется, ни при чём), а также соседи Украины (здесь Польша мыслится Дудой на первом месте).
Что касается «сильнейших государств Европы», то, учитывая присутствие в «нормандской четвёрке» России, Германии и Франции, они участвуют в переговорном процессе и без содействия Варшавы. Что же в таком случае хочет новоизбранный польский президент? Вряд ли он печётся о других соседях Украины - Румынии и Венгрии, которые имеют на юго-западных территориях бывшей Украинской ССР свои интересы, но которые вряд ли уполномочивали Варшаву эти интересы представлять.
Нетрудно догадаться, что гипотетическое присутствие польской стороны в переговорах по Донбассу способно не только расшатать переговорный каркас, выстроенный четырьмя участниками, но и привести к размыванию «нормандского формата» вплоть до превращения его в неработающий.
В Донецке сразу же заявили, что власти ДНР будут блокировать инициативы о расширении списка стран-участниц переговоров по мирному урегулированию конфликта. «Это не позиция Польши, а давление со стороны США. Лично я так расцениваю заявления Дуды», - прокомментировал предложение польского президента постоянный представитель ДНР на минских переговорах Денис Пушилин.
Ранее в МИД России отмечали, что Москва не видит необходимости расширять «нормандский формат» для урегулирования конфликта, хотя не против подключения США к процессу на двусторонней основе.
Несмотря на это, американо-польский план размывания «нормандского формата» уже начал приводиться в действие. Так сказать, явочным порядком. 17 августа было объявлено, что в ближайшие 100 дней Анджей Дуда встретится с Петром Порошенко. Министр канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский уже вскоре прибудет в Киев, чтобы обговорить детали их встречи.
Заинтересованность Варшавы в «новом формате мирных переговоров по Донбассу» имеет своё объяснение. Пролить свет на природу этой заинтересованности может давнишнее интервью Джорджа Фридмана, главы частного разведывательно-аналитического агентства STRATFOR (именуемого иногда «теневым ЦРУ»), центральной польской газете «Речь Посполитая» (2008 год): «Российские и немецкие интересы, - вещал Фридман, - хотя бы в энергетических вопросах, сейчас совпадают. Германия… может создать союз Западной Европы с Россией. А такой союз совершенно недопустим с точки зрения Америки. Это была бы слишком сильная комбинация. Поэтому сейчас именно Польша станет нашим стратегическим союзником в этом регионе… Если вы [поляки. – В.В.] используете этот шанс, вы можете стать двигателем Европы и одним из важнейших государств в мире».
Не этот ли фантом – Польша как двигатель Европы и одно из важнейших государств в мире – влечёт новоизбранного польского президента к такому, скажем прямо, необдуманному шагу, как стать проводником идеи широкой интернационализации украинского конфликта?