Европа и США: абсурдные ожидания

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Чем глубже Европа погружается в пучину кризиса, связанного с наплывом беженцев и мигрантов, тем больше обнаруживает себя неспособность Европейского союза эффективно решать проблемы общеевропейского масштаба. О превентивных действиях и перспективном прогнозировании и речи уже не идет. Брюссельских «пожарных» бросает то в жар, то в холод. Поезда с беженцами лихорадочно мечутся по просторам Центральной и Восточной Европы, а на границах государств, объединённых, казалось бы, членством в ЕС и в НАТО, вот-вот вспыхнут настоящие перестрелки.

Однако что еще более печально с точки зрения будущего «единой Европы» - так это то, что проявившаяся вдруг «слабость в членах» распространяется не только на круг вопросов, связанных с нашествием выходцев с Востока. Эта слабость в полной мере относится и к такой не сходящей с повестки дня проблеме, как обеспечение энергетической безопасности континента. И на этом направлении позицию Еврокомиссии нельзя оценить иначе как нежелание или неспособность что-либо решать, тем более делать.

По-прежнему остро стоит вопрос о транзите газа через Балканы. Все последние годы Еврокомиссия, поощряемая из США, прилагала поистине титанические усилия для того, чтобы воспрепятствовать сооружению российского газопровода «Южный поток». Сейчас аналогичная политика проводится в отношении «Турецкого потока». Цель – любой ценой не дать российскому газу пройти через балканские страны далее в Европу.

Казалось бы, заняв подобную позицию, Еврокомиссия должна со своей стороны предложить странам Юго-Восточной Европы собственные варианты региональной энергетической инфраструктуры. Тем более что такие варианты формально имеются. Как сообщает «Радио Болгария» со ссылкой на заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича, уже согласованы целых три проекта «в области транзита газа через территорию Болгарии». При этом все три проекта «связаны с установлением межсистемных связей с Сербией, Грецией и Румынией».

Казалось бы, вот он региональный газовый рынок, который в перспективе можно было бы подключить к более широким общеевропейским проектам! Однако когда мы имеем дело с брюссельской бюрократией, препятствия могут возникать самые нелепые. Вот уже несколько лет все никак не удается проложить 30 километров газовых труб на смычке болгарского и румынского газопроводов. Работы по созданию интерконнектора с Грецией ведутся (внимание!) уже шестой год. Однако «работающей реверсной связи, хотя она и обязательна в рамках ЕС, пока так и нет из-за отсутствия необходимого программного обеспечения», сообщает «Радио Болгария», характеризуя сложившуюся ситуацию как «газовые амбиции и проектное недомогание» (амбиции и недомогание проявляются у обеих сторон - и у Брюсселя, и у Софии).

«Красной нитью через выступления многих ведущих болгарских политиков проходит заявление о возможности превращения Болгарии в энергетический центр Европы… Однако очевидное несоответствие между политическими заявлениями и реальным техническим потенциалом, равно как и неумение управлять малыми проектами, ставят под сомнение все эти амбициозные планы», - делают вывод журналисты болгарской радиостанции. А в результате сегодня в Софии рассчитывают в плане решения энергетических проблем не на содействие Евросоюза, а на возобновление, пусть и в «сокращенном объеме», российского проекта «Южный поток».

Не приходится надеяться европейским странам и на содействие со стороны США, где возник ширящийся кризис в нефтегазовой сфере. Согласно прогнозу Министерства энергетики США, к концу текущего года добыча нефти в стране упадет с апрельского максимума в 9,6 млн до 9,2 млн баррелей в сутки, причем наибольшие темы сокращения наблюдаются на сланцевых месторождениях. А ведь всего полтора года назад президент Барак Обама обещал европейцам решить все их энергетические проблемы за счет энергоресурсов с американских сланцевых месторождений. Где теперь эти обещания? Чего вообще стоят обещания Барака Обамы?

Причём энергетика - всего лишь частный случай того внешнеполитического кризиса, в полосу которого всё более заметно вступают США. Американский журнал The Foreign Affairs сигнализирует о «разочаровании» европейцев в политике президента Обамы. «Вскоре после своей победы на президентских выборах он получил Нобелевскую премию мира - судя по всему, просто за то, что он не был Джорджем Бушем», - саркастически замечает журнал и приходит к запоздалому выводу: «Ожидания, связанные с ним, были просто абсурдными, и, разумеется, американский президент не мог не разочаровать европейцев. Удивляет лишь то, как быстро он это сделал».

Всеобщее разочарование – такая характеристика как нельзя лучше подходит к происходящему сегодня по обе стороны Атлантики и на пространстве Европейского союза. На этой волне появление в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (молодой Европы) новых политических элит, внешнеполитических приоритетов и региональных структур и проектов неизбежно. Важно лишь не упустить время.