Предстоящие 20 декабря всеобщие выборы в Испании не только подведут политические итоги уходящего года в этой стране, но и, возможно, зададут векторы развития Европы на 2016 год. И уже видно, что одним из таких векторов станет распространение сепаратистских настроений в Старом Свете. Слишком многое расшатывает европейскую политическую систему: спровоцированная политикой США нестабильность на Ближнем Востоке, выходящие из-под контроля западных архитекторов «нового мирового порядка» международные террористические организации, наплыв беженцев в Европу, рост на этой почве националистических и изоляционистских тенденций, наконец, упорное нежелание Вашингтона и Брюсселя взаимодействовать по наиболее острым вопросам международной повестки дня с Россией... Сегодня вряд ли кто-то может с уверенностью спрогнозировать, в каком виде ЕС встретит 2017 год.
А год 2015-й уходит в том числе под аккомпанемент заявлений и действий сторонников отделения Каталонии от Испании. Принятая 9 ноября каталонским парламентом резолюция, которая провозгласила начало отделения от Испании, поднесла фитиль к еще одной европейской «пороховой бочке». Премьер-министр Мариано Рахой поспешил обратиться в Конституционный суд Испании с тем, чтобы воспрепятствовать осуществлению данной резолюции. Однако ситуация может выйти за правовые рамки. «Число тех, кто требует, чтобы Каталония была государством, продолжает расти», – подчеркивают в каталонской партии Junts pel Si («Вместе за "да"»), добившейся успеха на местных выборах 27 сентября.
Позицию центральных властей Испании можно понять в силу, прежде всего, экономических соображений. Экономисты подсчитали, что если Каталония все же отделится, то валовой внутренний продукт Испании сократится примерно на 20%, тогда как соотношение долга к ВВП вырастет на 25%. Возможны и политические издержки для правящей Народной партии, которая рискует оказаться на предстоящих выборах меж двух огней - теми, кто симпатизирует каталонцам в их борьбе за самоопределение, и теми, кто выступает за более жесткие меры центральных властей.
Обострившийся каталонский вопрос неизбежно проецируется на аналогичные коллизии в других европейских странах со схожими проблемами – от Шотландии и Бельгии до Украины и Балкан. В частности, на Балканах возможна новая и на этот раз решающая постановка вопроса о сохранении единой Боснии и Герцеговины. Не случайно и сторонники, и противники отделения Каталонии часто ссылаются на балканский, особенно косовский, опыт. И если сторонники каталонских сепаратистов напоминают о косовском прецеденте как о положительном факторе, то их оппоненты подчеркивают те проблемы, с которыми столкнулась Европа в результате потворства албанским сепаратистам Косово.
В этом плане показательна статья, появившаяся в ноябре в ведущей испанской газете El Pais. Такие взгляды нечасто пробиваются к европейскому читателю. «Косово - это огромный провал, причем тройной, – пишет El Pais. – Провал международного сообщества, которое, прежде чем договориться по главному вопросу, то есть о будущем населения Косова, слишком увлеклось играми в геополитику и суверенитет. Провал сербов, которые, забыв о прошлом, отмеченным гражданскими войнами и межнациональными конфликтами, поверили авантюристам и преступникам, пообещавшим им Великую Сербию, но вместо этого оставившими их с выброшенной на обочину Европы страной, лишённой к тому же части своей территории. Провал руководителей косовских албанцев, воспользовавшихся независимостью, чтобы установить систему правления, основанную на клановости, коррупции и организованной преступности, и растратить миллиардные суммы, предоставленные им международным сообществом в качестве помощи».
Оставим в стороне тенденциозность стереотипной оценки бывших руководителей Сербии как «авантюристов и преступников», что всецело в духе западного мейнстрима. В остальном суждения El Pais, справедливо отмечающей, что до 40% населения косовского псевдогосударства намерены как можно скорее покинуть его пределы, звучат трезво и взвешенно. Серьезные претензии предъявляет испанская газета «мировому сообществу»: «Если чему-то и учит нас Косово, так это тому, что односторонний выход из состава государства плохо заканчивается. В отсутствии четкой международно-правовой базы и без ясно выраженной поддержки мирового сообщества многие будут заинтересованы в том, чтобы обретение независимости потерпело неудачу. Именно это и произошло в Косове, которое не признали такие разные государства, как Испания, Китай, Россия, Греция, Словакия. Все они рассматривают косовский вопрос как имеющий принципиальное значение для них самих. В 2008 году, через десять лет после начала войны в Югославии, Косово объявило о независимости. В настоящее время, несмотря на то, что его признали 111 стран, оно не является не только членом ООН, но даже не сумело вступить в ЮНЕСКО... Хорошо бы кто-нибудь объяснил всё это косовским властям»...
Косовским властям, которые знают свой интерес и уверены в поддержке США, пытаться что-либо объяснить смысла не имеет. Однако сложившаяся сегодня в Европе драматическая ситуация как раз требует от всех очень взвешенных и продуманных решений. Это напрямую относится и к тем балканским странам, которые привыкли балансировать между Востоком и Западом, Брюсселем и Москвой. Политическая конфигурация Европы уже в ближайшее время претерпит серьезные изменения. И готовым к этим изменениям надо быть всем.