Выступая 3 декабря 2015 года с Посланием Федеральному Собранию, президент России В.Путин указал одну из главных задач страны: «Связующим звеном между Европой и АТР должен стать Северный морской путь. Чтобы повысить его конкурентоспособность, намерены распространить льготный режим свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока, о чём нас просят предприниматели, работающие в этом стратегически важном для нас регионе России. Социально-экономический подъём этого региона – важнейший национальный приоритет».
Международные новости подтверждают важность цели: на южном пути через Индийский океан, альтернативном Севморпути, собрались нанизанные, словно бусы, зоны многочисленных конфликтов - от Ближнего Востока и сомалийских пиратов до Южно-Китайского моря, где американцы рассматривают китайские «насыпные острова» как угрозу мировому (американскому) порядку.
Предыстория
Самая знаменитая фраза Ломоносова о «прирастании могущества России Сибирью» - ещё и самая непонятая. Чем именно сибирским, по мысли Михаила Васильевича, должно было прирастать российское могущество? До открытия сибирских нефтегазовых месторождений об «огненной земле» (Азербайджане) что-то слышали, но чтоб это «каменное масло» могло стать товаром…
В действительности историческая фраза Михаила Васильевича - это финальное предложение в его объемной «Записке» наследнику Российского престола Великому князю Павлу Петровичу. Ни на одной из 42 страниц этого замечательного документа нет ни слова о каких-либо месторождениях. Что же там? Чем «прирастать» будем?
Так вот: «Записка» Ломоносова – это развёрнутый план обустройства Русской земли, закрепления России на маршруте знаменитого Северо-Восточного прохода.
Главная дорога планеты
Чтоб представить важность маршрута из Европы в Азию, надо вспомнить, что все новые континенты — случайный бонус европейским разведчикам путей в азиатские края.
Европейские экспедиции снаряжались за пряностями. Горизонт мира раздвинула жажда имбиря и корицы, перца, кориандра, гвоздики, мускатного ореха. Цель: Индия, Острова Пряностей (Молуккские). Васко да Гама, потеряв два из четырех кораблей, всё ж разбогател сказочно. Спутники Магеллана даже на одном из пяти кораблей привезли в Испанию солидную прибыль. Подсчитано: торговля с Азией давала европейцам 700-800% дохода.
Папа римский когда-то поделил карту мира: маршрут вокруг Африки - карт-бланш португальцам, западнее Азорских островов – пусть ищут испанцы... Новым морским нациям оставалось два пути. Один из них - искать Северо-Западный проход: Гренландия, Лабрадор, «далее со всеми остановками», каковых оказалось столько, что, потеряв во льдах десятки экспедиций, англичане и голландцы капитулировали. Другая надежда - Северо-Восточный проход. Уиллоби, Ченслер, Баренц – мартиролог знаменитых капитанов, дошедших лишь до Новой Земли. Целые века Россия интересовала Европу, прежде всего, как вариант азиатского трафика…
Пётр отправляет Великую Северную экспедицию. Беринг, Чириков, Челюскин, Прончищев - всё направлено на выяснение важнейшего государственного вопроса: соединена ли Азия с Америкой? Вариант «соединена» стал бы настоящей трагедией - закрытием морского пути. Столетней давности открытие Дежнева (пролив названный Беринговым) было просто забыто, отчёт затерялся в московских архивах. Именно об этом вдохновенные стихотворные строки Ломоносова:
Что действительно возносит «Записку» Ломоносова в ранг пророчеств, так это то, что азиатский маршрут остался главной торговой дорогой человечества. Электроника, «гаджеты», восточноазиатские промышленные концерны, которые в век Ломоносова просматривались не более чем квазары других галактик, наполнили старый трафик новым содержанием. Еще семь лет назад этот трафик оценивался в 293 миллиарда долларов в год. Сейчас ожидают новой экспертной оценки, натуральные и стоимостные показатели выросли, но... доля России в европейско-азиатской торговле по-прежнему колеблется в пределах 2-3%. Притом что вариантов встраивания в этот транзит у России на сегодняшний день не один, а два: к чаемому Ломоносовым Северо-Восточному проходу добавился построенный при Александре III и Николае II Транссиб.
Со счётом 97:3 не в пользу России
В 2012 году на конференции «Геостратегические перспективы развития российской транспортной системы» в докладе профессора Ирины Карапетянц, проректора по международным образовательным программам Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), прозвучали следующие данные:
Россия по индексу развития логистики стоит на 94-м, а по уровню развития таможни – на 115 месте в мире (в списке из 155 стран). Подготовка транспортных документов на экспорт/импорт в России занимает 25 дней, в Сингапуре - 1 день. Прохождение таможенного контроля в России отнимает 3-4 дня и 500 долларов (рекордный показатель в регионе АТЭС!), в Сингапуре - 1 день и 31 доллар. А вот оценка Logistic Research Center (Гонконг): «У России по оформлению бумаг – антирекорды». Практика же приписки грузового судна в европейских портах такова: 2-3 документа и 20 минут времени (кому-то такое и вообразить трудно). А что касается известной «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года», то, как говорит профессор Карапетянц, на разработку каждой очередной «стратегии» выделяется до трети от общей суммы бюджета по проекту (сотни миллионов рублей), но до сих пор все эти «стратегии» приводили лишь к разрастанию бюрократического аппарата…
Итог: в транзите Европа - АТР маршрут через Индийский океан (даже с его сомалийскими пиратами) выигрывает по объемам перевозок у российского Транссиба и дальневосточных портов со счётом 97:3 (!!!)
Элементарная логистическая задача
Между тем географическое «дано» этой логистической задачи очень простое: расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути - 14.000 км, через Суэцкий канал - 23.000 км. А «дано» климатическое так и вовсе меняется каждый год в пользу Севморпути. Ведь популярный штамп «глобальное потепление», если строго пересмотреть статистику, в действительности следует заменить на «сибирское потепление»: только здесь прирост температуры значителен, устойчив.
Сокращение пояса вечной мерзлоты, конечно, грозит многим сибирским постройкам, но в целом «сибирское потепление» открывает перед Россией возможности исторического масштаба. В советские времена Севморпуть обслуживал порты Арктики и сибирских рек. Объем каботажных перевозок, достигавший 8 млн. тонн/год, после 1991 года и развала СССР снизился примерно в 5-6 раз. Но в это же время Севморпуть открыли для международного судоходства, и теперь каждый год отступления льдов даёт прирост числа кораблей. В 2009 году - два коммерческих судна, в 2011 году — 34. (Напомню данные на пути через Суэцкий канал: 18.000 судов в год).
Эксперты говорят о громадных перспективах Северного морского пути: к 2019 году рост в 10 раз, к 2025-му — в 20 раз, до 50 млн. тонн в год. Есть вектор и качественного роста этого потока: корабли, предусмотренные для высоких широт, встреч со льдом, с усиленными бортами, стоят дороже, их парк в разы меньше. Прогресс будет особенно значительным, когда по Севморпути смогут ходить и обычные корабли.
Сергей Алексеевич Огай
…Восприятие перспектив русского Севера специалистами мне довелось наблюдать непосредственно, что называется, в лицах. Осенью 2010-го я путешествовал по Дальнему Востоку, собирая материалы для серии статей, для книги и, как оказалось впоследствии, для документального фильма. Была у меня тогда встреча и с ректором Морского государственного университета имени адмирала Г.И.Невельского (Владивосток) Сергеем Алексеевичем Огаем. Это головной вуз страны, готовящий гражданских моряков. Я расспрашивал его о работе важных для Транссиба, для железнодорожного транзита Европа - АТР дальневосточных портов: ведь руководят ими именно его выпускники. Сергей Алексеевич сворачивал беседу к северному морскому транзиту, говорил рассеянно и, помню, всё время поглядывал на телефон. Дождавшись наконец звонка, он совершенно преобразился. А когда закончил разговор, радостно пояснил мне: только что сообщили, что гигантский газоконденсатный танкер прошел критически важную точку в Чукотском море. Это было не первое коммерческое судно, но первый танкер, который, направляясь с газовым конденсатом в Китай, открывал Северный морской путь для нового класса судов…