Российский «Газпром» «изучает возможность и намерен в ближайшее время осуществить предложение, сделать оферту любым другим партнерам (и польским, и европейским, и каким угодно другим) приобретать сегодняшние объемы, которые мы направляем для Польши, на белорусско-польской границе после окончания контракта, заключив новый контракт на 10–15 лет», так президент России Владимир Путин прокомментировал намерение польской государственной нефтегазовой компании PGNiG отказаться от продления долгосрочного контракта с «Газпромом» на поставку российского газа, который истекает в 2022 году. «Это могут быть и польские компании, и немецкие, и австрийские, и итальянские, и французские – нам все равно. Кто‑нибудь, думаю, да купит. Если нет, будем искать другие рынки, ничего страшного», - подчеркнул российский лидер.
О том, что польская госкомпания PGNiG не собирается продлевать действующий контракт с «Газпромом», заявил ранее уполномоченный правительства Польши по вопросам газовой и энергетической инфраструктуры Петр Наимский, сообщивший о намерении Варшавы сделать долгосрочные контракты на российский газ «делом прошлого».
Мотивируется этот ход стремлением диверсифицировать источники и маршруты поставок импортного газа в Польшу. В качестве возможных вариантов и маршрутов получения газа фигурируют газопровод из Норвегии, а также закупки сжиженного природного газа (СПГ) в Европе (в той же Норвегии) и в Катаре.
Однако все расчёты такого рода носят в настоящее время спекулятивный и политизированный характер. Компания PGNiG заключила договор о закупке СПГ у катарской компании Qatargas еще в 2009 году. Ну и что? К изменению структуры польского газового баланса это не привело. По данным независимых источников, потребности Польши в газе по-прежнему на 50% удовлетворяет Россия. Ещё примерно 35% энергобаланса приходится на местные энергоресурсы, а оставшиеся 15% составляют закупки у других европейских стран, причем более 13% - это закупки не в Норвегии, а в Германии, в свою очередь, получающей природный газ из России по газопроводу «Северный поток».
Рассуждать в подобных условиях о желательности отказа от долгосрочных контрактов с Россией, не имея реальной замены, означает просто-напросто вводить в заблуждение собственных граждан. В том числе по вопросам о ценах на российский газ и масштабах поставок. А реальная картина такова. В 2015 году Польша закупила у «Газпрома» примерно 9 млрд кубометров газа. Планируемый же на нынешнее лето объём пилотной закупки СПГ у норвежской компании Statoil составляет в пересчёте 84 млн кубометров газа (менее 1% от российских трубопроводных поставок). Что же касается поставок из Катара, то здесь решающую роль играет цена – она в 1,5 раза превышает цену на российский трубопроводный газ.
Характерно, что помимо «российского» в демарше польской стороны прослеживается и «германский» след. Согласно имеющейся информации, Варшава решила воспользоваться нынешним кризисным состоянием Европейского союза с тем, чтобы попытаться максимально заработать не только на России, но и на Германии. Варшава пытается одновременно шантажировать и Москву, и Берлин с тем, чтобы либо вынудить «Газпром» снизить цены на газ для Польши до уровня цен на поставки в Германию (то есть примерно до 128 долларов в сравнении с расчётным 150 долларами для Польши), либо заставить саму Германию поставлять полякам закупаемый у России газ. Иными словами – запустить в реверсном направлении трубопровод «Северный поток», против строительства которого польская сторона так яростно выступала. А если сказать совсем просто, то речь идет о намерении Варшавы заставить немцев оплачивать Польше разницу в ценах на российский газ.
При этом нет никаких надежд на то, что оправдаются планы руководства Польши на волне диверсификации закупок газа превратить свою страну в региональный газовый хаб. Ни немцы, ни чехи, ни словаки, ни австрийцы не собираются отключаться от российского газа или присоединяться к польским псевдоальтернативным проектам.
Что же касается расчётов на начавшиеся поставки в Европу американского сжиженного природного газа (СПГ), то здесь у Польши мало шансов ввиду ценовой стратегии американцев. По свидетельству бывшего главы ведомства по надзору в энергетической отрасли в правительстве Австрии Вальтера Больтца, США будут наращивать, прежде всего, «поставки в более привлекательную с точки зрения цены Азию».
При ближайшем рассмотрении демарш польских властей, объявивших о намерении отказаться от действующего долгосрочного контракта с «Газпромом» на покупку российского газа, предстаёт заурядным политическим блефом, способным нанести ущерб только польскому потребителю.