Самым значительным событием этого года на Украине стал, как бы это ни старались отрицать его противники, безусловно, Крестный ход с молитвой о мире. С 3 июля, когда восточное крыло Крестного хода выдвинулось из Святогорской Свято-Успенской лавры в направлении Киева, невероятное количество людей следили за каждым событием, связанным с паломниками. Обнаружилось, что только каноническая православная церковь на Украине оказалась способной проявить истинные чаяния украинского народа: вне зависимости от места проживания люди хотят жить в мире и любви и готовы ради этого, отринув страх, обратиться за помощью к Богу, понимая, что уже не в человеческой власти решить проблемы государства, раздираемого войной.
Кто-то скажет – дескать, средневековье. И ведь говорят…
Но по факту за годы войны, развязанной Киевом в Донбассе под маркой «антитеррористической операции», люди, наделённые властными полномочиями и имеющие все возможности для того, чтобы установить прочный мир в государстве путём не крови соотечественников, но договорённостей и признания равных гражданских прав всех жителей Украины, не сделали для прекращения братоубийственной войны ничего. Не сумели и не захотели. Вот и осталась у православных украинцев одна надежда – на высшие силы, на Матерь Божью. Крестоходцы просили Богородицу о заступничестве перед Богом, о спасении страны, государственные деятели которой допустили кровопролитие. «С глубокой скорбью в сердце мы все сейчас переживаем новую трагедию – на востоке Украины продолжается вооруженный конфликт, проливается безвинная кровь наших земляков. Самое большее, что может сделать наша Церковь – это призвать к миру и усилить молитвы о даровании мира нашей Украинской земле, что мы и делаем с начала вооруженного противостояния. Но, несмотря на миротворческую миссию нашей Церкви, ее стараются сделать враждебной украинскому обществу. Сегодня на мирной территории Украины разгорается межконфессиональная война, создаются разнообразные провокации, направленные как против духовенства и прихожан в частности, так и против Украинской Православной Церкви в целом. Вместе с тем, нам известны нередкие случаи, когда объединяющая сила молитвы верующих творила чудеса», – сказал предстоятель УПЦ, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в своём обращении накануне Крестного хода.
В этом обращении затронута, помимо проблемы вооружённого конфликта в Донбассе, ещё одна огромная проблема: после государственного переворота 2014 года умножились попытки оторвать украинскую верующую общину от материнской церкви и создать на базе киевского патриархата единую поместную церковь. Казалось бы, что плохого в объединении? На самом же деле под личиной единства кроется раскол, а под личиной религии – исключительно политический проект, направленный на подчинение церкви интересам украинской правящей верхушки и её заокеанских хозяев. Достаточно сказать, что глава «киевского православия» – Филарет (Денисенко) – в 1992 году был лишён церковного сана Архиерейским собором РПЦ, а спустя пять лет, в 1997-м, отлучён от церкви и предан анафеме за раскольничество. Изначально Филарет опирался на поддержку руководства Украины, провозгласившей независимость, и на националистические организации, на заре новой украинской государственности, в июне 1992 года, штурмовавшие Киево-Печерскую лавру, но получившие отпор в лице силовиков. «В четверг, в 21:15, около сотни вооружённых обрезками труб и арматуры, резиновыми дубинками и цепями боевиков украинской национальной самообороны (УНСО)… начали штурм монастыря Киево-Печерской лавры. Перебравшись через стену и поначалу не встретив сопротивления, они быстро окружают резиденцию настоятеля лавры отца Питирима. Врываются в покои, круша двери, окна, мебель. Опешившему священнику объясняют, что "берут под охрану лавру, дабы не допустить её передачу Москве"», – писали тогда СМИ, отмечая, что главари штурмовиков находились в сговоре с Филаретом. Захватить Киево-Печерскую и Почаевскую лавры силой планировалось и в 2014 году, сразу после переворота. В 2015-м «Правый сектор» (запрещённая в России организация) готовил нападение на Почаевскую лавру, распространяя ложную информацию о том, что Почаевская чудотворная икона Божьей Матери якобы будет вывезена за границу. От бесчинств лавру в Почаеве спасли священники, верующие и полиция – ложь быстро была разоблачена, а замахнуться на религиозный объект такого масштаба радикалы не решились без санкции на это из высочайших кабинетов, обитатели которых не рискнули дать добро на захват Почаевской святыни.
Но Филарет не отступился от задуманного им плана вытеснить русское православие с Украины и переподчинить церковь себе. План этот основан на личной мести РПЦ – не он, а Алексий II стал Патриархом Московским и всея Руси, не его избрал Поместный собор 7 июня 1990 года на патриарший престол. «Когда же я подошел к проигравшему Филарету, он с затравленным видом произнес злосчастные слова, от которых похолодело внутри: «Вы видите, владыка, последнего Патриарха единой Русской Церкви. Они сделали ошибку». Вне всякого сомнения, на Поместном соборе в этот торжественный момент как бы сам сатана вошел в несчастную душу Филарета, подобно тому, как вошёл он в Иуду вместе с хлебом, протянутым ему Спасителем. Именно тогда в уме Филарета возникла и созрела мысль об отторжении украинских епархий от лона Русской Православной Церкви. Неуёмная гордыня! Это та змея, которая всегда жалила тело Церкви расколами и ересями. Теперь же – в образе филаретовской УПЦ-КП и УАПЦ на Украине», – пишет свидетель тех событий митрополит Ионафан. 9 июля 1990 года Филарет в спешке собрал архиерейское совещание в Киеве и сознательно пошёл на раскол РПЦ, мастерски жонглируя понятиями и объясняя необходимость отдельного украинского православия тем, что Поместный собор дал согласие на «дальнейшее совершенствование самостоятельности…». Филарет вступил в сражение с РПЦ, задумав стать коль не патриархом всея Руси, то всея Украины, оторванной от церкви материнской. Мало кто знает, что свои зловещие намерения раскольник претворял в жизнь, умело используя потенциал радикальных националистических движений. В начале 1990-х он добивался от Алексия II дополнительных преференций, ссылаясь на опасность для русского православия от «руховцев». И в то же время, тайно сговорившись с вожаками националистов, способствовал нападению членов РУХа и УНСО на верующих в Софийском соборе в октябре 1990 года во время литургии, проводимой Алексием II, с тем чтобы представить гонения на православие на Украине и добиваться, соответственно, большей власти для себя лично. Как итог, 28 октября 1990 года Филарету была вручена Благословенная грамота Патриарха Московского и всея Руси о даровании независимости украинской церкви, однако неразрывно связанной с РПЦ.
Но в 1991 году, после провозглашения Украиной независимости, Филарет захотел полной канонической самостоятельности и, не получив на это согласия РПЦ, попросту изобрёл «киевский патриархат» и исполнил свою мечту – стал патриархом, надел белый патриарший куколь в 1995 году. В становлении «киевского патриархата», не признанного ни одной из канонических православных церквей, Филарету активно помогали первый, третий и пятый украинские президенты, не мешали второй и четвёртый. При Кравчуке прокатилась первая волна нападений на православные храмы и священников, при Ющенко – вторая, теперь набирает силу третья, снабжённая своего рода «охранными грамотами» – петициями и депутатскими обращениями о государственном вмешательстве в дела церкви с целью лишить УПЦ МП приходов, храмов, монастырей и храмовых комплексов. За два года после переворота случились более 35 захватов церквей и приходов, около 15 поджогов и 30 нападений на священников. Чёрный Патриарх, как негласно называют Филарета, добивается контроля над украинским православием, не выбирая методов. С РПЦ мосты сожжены ещё в 90-х, теперь же выпал шанс отомстить. Удачное время для мести – и радикалы наготове, и приведённый майданом к власти парламент способствует расколу – в конце апреля нынешнего года появился законопроект «Про особый статус религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой страной-агрессором». Проще говоря, документ этот призван поставить УПЦ МП на Украине вне закона, определяя, что деятельность этой наиболее многочисленной церкви может осуществляться только на основе договоров с официальным Киевом. Авторы законопроекта – различные деятели самообороны майдана, журналисты, воспевающие АТО, участники АТО, волонтёры АТО, лоббисты поставок оружия для АТО. И Тимошенко в качестве вишенки на торте. Одновременно с этим возникли разного рода «прошения» о «возвращении» православных святынь Украине, что фактически означает передачу их в руки Филарета.
«Пришло время поставить вопрос ребром: или УПЦ МП порывает с Москвой и своими фсб-шными кураторами и объединяется с УПЦ КП в единую церковь с Киевским патриархом во главе, с уважением к украинскому языку, культуре и государству, или никакой УПЦ МП в Украине не будет, а все православные общины и храмы смогут свободно перейти в Киевский патриархат. Все правовые основания для этого есть, нужна только политическая воля» – такое заявление после Крестного хода сделала Ганна Гопко, глава парламентского комитета по иностранным делам. Это выглядит как ультиматум: или украинское православие ложится под раскольников, или оно будет запрещено на законодательном уровне. Речь идёт о 50 епархиях, более чем 12240 приходах, приблизительно о 216 монастырях, 59 кафедральных соборах, 485 храмах. Если же говорить о верующих, то июльский Крестный ход показал, как велико число сторонников канонической церкви на Украине. Есть и ещё одна цифра, изобличающая фальшивость «филаретовщины», упорно поддерживаемая официальным Киевом: на 1 января 2015 года УПЦ КП при 62 монастырях насчитывала всего 221 монаха. Митрополит Ионафан писал, что Филарет откровенно не воспринимает институт монашества и называет монастыри «клоаками». Нечего было предъявить «киевскому патриархату» и 28 июля, в День Крещения Руси: попытка организовать свою паству на шествие в пику Крестному ходу обернулась политическим мероприятием, сопровождаемым речёвками «Слава нации! Смерть врагам!».
Полноводная река Крестного хода и повсеместная поддержка крестоходцев озлобили раскольников, и злоба эта, вероятнее всего, подтолкнёт их к открытому конфликту с УПЦ МП на Украине.
На сторону раскола встало высшее руководство страны – украинский президент откровенно проигнорировал Крестный ход, но принимал участие в мероприятиях, проводимых Филаретом.
* * *
«Глубоко убежден, что всеукраинский крестный ход, чудотворные иконы, молитвы тысяч пылких сердец наших верных принесут долгожданный мир» – такими были слова предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.
«Мы не хотим такого мира. Не мы устроили агрессию, а Россия совершает агрессию по отношению к Украине. Мы не воюем, а мы защищаем свою землю, свой народ, своих близких, и поэтому мы победим» – а это уже Филарет.
Раскольникам мир не нужен. И молитвы о мире не нужны. А церковь нужна лишь для того, чтобы укрепить личную власть. Интересы Украины – фиговый листок, которым раскольники прикрывают истинные устремления.
Но Крестный ход показал настоящее лицо Украины.