28 сентября на переговорах в Алжире страны-члены ОПЕК неожиданно для подавляющего большинства наблюдателей договорились снизить уровень добычи нефти. Такое решение принято впервые с 2008 года.
Согласно заявлению министра нефти Ирана Бижана Зангане, уровень добычи нефти стран-участниц картеля будет снижен до 32,5–33 млн. барр. в сутки. «Мы решили сократить объем добычи примерно на 700 тыс. барр. в день», - заявил иранский министр нефти.
По оценкам ОПЕК, текущий объем добычи нефти составляет 33,24 млн. барр. в сутки. 700 000 баррелей на этом фоне выглядят цифрой достаточно скромной. Безусловно, речь идет не о сокращении, а, скорее, замораживании уровня добычи. Если сегодня в Вене определят уровень общей добычи в 33 млн. барр. в сутки, то реальное сокращении добычи составит лишь 240 тыс. барр.
Хотя и этого сокращения ещё предстоит добиться. Пока уровень добычи для отдельных стран не определён, решение по страновым квотам может последовать на следующей встрече ОПЕК. Официальное министерское заседание стран ОПЕК пройдёт 30 ноября в Вене.
Уже ясно, что не все члены картеля готовы пойти на серьёзные сокращения добычи и консенсус, к которому пришли в Алжире, был достигнут за счёт уступок ряду стран в этом вопросе. 27 сентября министр энергетики Саудовской Аравии Халиф аль-Фалих заявил, что Ирану, Нигерии и Ливии разрешат добывать нефть «на максимальных уровнях в разумных пределах». Согласно сообщениям СМИ, Саудовской Аравии предложили сократить добычу на 442 тыс. барр. в сутки, Ирану определили лимит в 3,7 млн. барр. в день, а Нигерию и Ливию решили вовсе не ограничивать.
Теперь согласованием всех вопросов по лимитам отдельных стран займётся специальная комиссия высокого уровня. Для выработки условий соглашения, которые устроили бы всех, у комиссии будет два месяца.
Нефтяной рынок, весьма чутко реагирующий на любые новости, касающиеся объёмов добычи, мгновенно продемонстрировал рост: уже 28 сентября котировки основных торгуемых сортов выросли на 5-6 процентов. И хотя этот рост может оказаться краткосрочным, сам факт позитивной реакции рынка подтверждает правоту сторонников сокращения добычи.
Правда, и оснований для пессимизма хватает. Прежде всего, рост цен за счёт сокращения предложения имеет существенные ограничители. При котировках выше $50 за баррель быстро начнут вступать в строй буровые американских сланцевых компаний, чья добыча сегодня опустилась ниже уровня рентабельности. Поскольку, несмотря на то что сланцевая отрасль оказалась серьёзно потрёпанной затянувшимся периодом низких цен, сланцевые добытчики не сидят сложа руки: появляются новые технологии, компании консолидируются и укрупняются. Пример - покупка нефтегазовой компанией Rice Energy активов Vantage Energy, занимающейся добычей сланцевых углеводородов, за $2,7 млрд.
Помимо сланцевой отрасли США серьезной угрозой попыткам ОПЕК сбалансировать спрос и предложение на мировом рынке нефти является сокращение инвестиций в нефтедобычу. Начавшееся в 2015 г. оно может продолжиться и в 2017 г., а в перспективе ближайших лет привести к значительной нехватке нефти на рынке, предупредило Международное энергетическое агентство (МЭА).
В 2015 г. общемировые инвестиции в энергетику сократились на 8% до $1,83 трлн., отмечается в докладе МЭА. Во многом это произошло из-за снижения капитальных затрат в разведку и добычу нефти и газа на 25% до $583 млрд. По прогнозам агентства, в 2016 г. они впервые за 30 лет сократятся второй год подряд – еще на 24% до $450 млрд.. Однако, как ни парадоксально, прогнозы Агентства могут не сбыться. В годы высоких нефтяных цен компании по всему миру вложили миллиарды долларов в многочисленные проекты, которые казались окупаемыми при ценах выше $100 за баррель. В 2011-2014 гг. инвестиции в разведку и добычу нефти и газа в среднем превышали $700 млрд. в год. Многие из крупных проектов начинают работать только сейчас, что может увеличить избыток предложения. В предвкушении ввода в строй таких проектов ОПЕК 12 сентября увеличила прогноз дневной добычи в странах, не входящих в картель, на 190 000 баррелей в 2016 г. и на 350 000 баррелей в 2017 г. Избыток в 2017 г. может составить более 750 000 баррелей в день.
Об этих рисках предупредила и консалтинговая компания JBC Energy, изучившая 99 проектов, которые должны быть запущены в 2015-2017 гг. По ее оценкам, глобальные производственные мощности вырастут на 5,2 млн. барр. в день благодаря проектам в Мексиканском заливе, Канаде, России и в других регионах. Правда, в какой-то степени это будет компенсировано снижением добычи на старых месторождениях. Тем не менее, по оценкам JBC, в краткосрочной перспективе предложение может вырасти на 2,7 млн. барр. в день.
В более краткосрочной перспективе Ливия и Нигерия, серьёзно сократившие добычу из-за внутренних конфликтов, готовятся вернуть на рынок в ближайшие недели примерно 800 тыс. барр. в сутки. По мнению агентства Bloomberg, эти объемы могут более чем утроить избыток предложения в мире, что будет сдерживать уровень цен ниже половины их уровня 2014 года.
«Алжирское чудо» окончательно ответа на вопрос о будущем нефтяных рынков и нефтяных цен, конечно, не даёт, но лучше что-то делать, чем не делать ничего. И в этом плане приближение к замораживанию добычи хотя бы в рамках ОПЕК, плюс решение учредить постоянно действующий механизм консультаций с нефтедобывающими странами, не входящими в ОПЕК, стал реальным положительным итогом встречи в Алжире.
Фото: magseriesusa.net