Накануне встречи «нормандской четвёрки» ожидания сторон были более чем сдержанными. После шумихи вокруг предполагаемого расширения антироссийских санкций, которую с подачи зелёных подхватили немецкие СМИ, российская сторона не связывала с этой встречей надежд на серьёзный результат. Берлин не устоял от искушения немножко поломаться: «принципиальную готовность» к приёму российского президента немцы подтвердили лишь за пять дней до мероприятия.
Тем не менее уже сам факт личной встречи немецкого канцлера с российским президентом немецкая газета Tagesspiegel расценила как хорошую новость среди огромного количества дурных новостей.
Предыдущий визит Путина в Берлин состоялся 4 года назад, а Германию российский президент в последний раз посетил в 2013 г., побывав на Ганноверской ярмарке. Впрочем, в сентябре, на саммите G-20 в китайском Ханчжоу, российский лидер встречался с бундесканцлерин и французским президентом, но трехсторонняя встреча, возможность которой тогда не исключалась, так и не была проведена.
Фактически «нормандский формат» пребывал в замороженном состоянии: после парижской встречи год назад – ничего нового в повестке, только бесконечный рефрен претензий к России по части выполнения минских договорённостей (хотя Россия не выступает стороной этих договорённостей, сторонами выступают Киев и республики Донбасса).
Тем не менее после вчерашних 5-часовых переговоров в среду участники пришли к конкретному результату: достигнута договоренность о разведении сторон конфликта и о расширении миссии ОБСЕ в Донбассе. И заявление госпожи Меркель о необходимости проводить встречи в «нормандском формате» регулярно – признак того, что терпение немецкой стороны по отношению к режиму Порошенко иссякает. Убийство Моторолы, вызвавшее бурное ликование украинских националистов, - последнее, но, увы, не единственное доказательство того, что в Киеве не способны пойти дальше циничного призыва «вернуть Дебальцево», не гнушаясь подкреплять подобные призывы террористическими актами.
Берлинская встреча не ограничилась украинской тематикой. Предположительно, итоги переговоров должны повлиять на позицию Германии по вопросу о введении новых санкций в отношении России. Депутат, член комиссии бундестага по внешней политике Омид Нурипур (партия зелёных), который с начала украинского кризиса поддержал введение антироссийских санкций, заявил, что А. Меркель «обязана говорить о военных преступлениях Кремля в Алеппо».
До таких риторических фигур немецкий канцлер не опустилась, хотя, по её словам, при обсуждении сирийской тематики тон был жёстким. Со своей стороны, чётко обозначил собственную позицию по вопросу о санкциях министр иностранных дел, социал-демократ Ф.-В. Штайнмайер. В интервью Rheinischen Post он заявил:«Угроза санкций не поможет никому из тех, кто нуждается в Алеппо в куске хлеба или в медицинской помощи: ни ребенку, ни матери, ни больному, ни раненому». Однопартийцы Штайнмайера поддержали. Нильс Аннен, спикер фракции СДПГ в бундестаге, член правления партии, назвал санкции признаком беспомощности и призвал: «Мы должны сохранять диалог!... Прекращение диалога с Россией приведет только к эскалации конфликта. Дальнейшее раскручивание спирали никак не может отвечать нашим интересам». Председатель фракции Левой партии в бундестаге Сара Вагенкнехт заявила агентству dpa: «Конфронтационный курс по отношению к России наносит урон Германии и несет угрозу миру».
А выпестованный в американских университетах Чикаго и Висконсина профессор Ян Берендс бездумно ратует в газете Zeit за то, чтобы Меркель проявляла жёсткость в диалоге с российским президентом. В ход идут известные предложения: отказаться от второй ветки Nord Stream, бойкотировать чемпионат мира по футболу… «С каким бы удовольствием вместо этого я прочитал бы в Zeit статью под заголовком “Меркель и Путин ищут новые пути к сотрудничеству и взаимопониманию”, – сокрушается один из читателей издания. – К сожалению, от Zeit такого придется долго ждать». Этот комментарий – самый популярный среди 800 с лишним читательских отзывов, которыми сопровождалась на момент написания моей статьи провокационная публикация проф. Берендса.
Видимо, именно такие господа составляли проект решения саммита ЕС, начавшегося сегодня в Брюсселе. Господа, которым нет дела ни до жителей Алеппо, ни до сограждан.