Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади 19 февраля вновь объявил о начале операции по освобождению западной части города Мосула. По сообщениям официальных иракских СМИ, накануне самолёты ВВС Ирака сбросили миллионы листовок, чтобы предупредить жителей о неминуемом победоносном наступлении, и к исходу дня «в ходе широкомасштабного наступления, в первые часы операции, была освобождена деревня Бахира в районе Тель-Афар к западу от Мосула».
Трудно подсчитать, сколько раз в Багдаде заявляли о грядущем наступлении, его начале и неминуемой скорой победе. На этот раз глава кабинета министров выступил с очередным заявлением в Германии, на полях Мюнхенской конференции по безопасности. Заявление было чисто политическим и выглядело как попытка привлечь внимание к ситуации в Ираке, заручиться дополнительной поддержкой и побудить спонсоров оказать Багдаду дополнительную помощь.
Между тем Ирак не значился в повестке дня работы конференции – там обсуждали положение в Сирии, иранскую ядерную программу и иные вопросы. Обескураженный потерей интереса в мире к происходящему в Ираке, премьер аль-Абади решил встретиться с президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани для обсуждения отношений между Эрбилем и Багдадом в различных областях – от экономических и военно-политических до гуманитарных, включая вопросы содействия возвращению миллионов перемещённых лиц в свои дома. Примечательно, что перед переговорами с аль-Абади Барзани имел встречу с вице-президентом США Майком Пенсом, который высоко оценил совместную работу Эрбиля и Багдада в освобождении Мосула от боевиков ИГ. Злой иронией прозвучали на этом фоне слова, сказанные Джаббаром Яваром (генеральный секретарь министерства пешмерга Иракского Курдистана): «Силы пешмерга останутся на своих нынешних позициях, они не задействованы в операции». Он отметил, что Багдад не обращался за помощью к пешмерга касательно Западного Мосула, поэтому курдские силы не участвуют в новом наступлении.
Хаотичные и несогласованные заявления, звучащие из Багдада, отсутствие координации, явные проблемы в управлении войсками вряд ли позволяют оценивать перспективы очередного наступления с оптимизмом. 30 января парламент Ирака одобрил кандидатуру на пост главы министерства обороны, предложенную премьер-министром. Фигура нового министра также свидетельствует о том, что соображения, относящиеся к запутанным взаимоотношениям иракских политиков, преобладают над элементарным здравым смыслом. Новым руководителем важнейшей государственной структуры в стране, находящейся в состоянии войны, стал 61-летний Арфан Махмуд Абдель Гафур Абделла аль-Хайяли (так полностью звучит его имя). Казалось бы, соблюдены основные требования, а именно: суннит (уроженец провинции Анбар), бывший военный, в политических дрязгах не замечен. Однако при более внимательном взгляде выясняется, что биография человека, занявшего столь значимый пост, не содержит абсолютно ничего выдающегося, напротив – вызывает вопросы. Окончив военное училище в 1980 году, новоиспечённый лейтенант служил командиром взвода, затем роты в мотопехотной бригаде, дислоцированной в провинции Дивания (то есть во втором эшелоне группировки войск в ходе войны с Ираном). Участия в боевых действиях не принимал, в 1983 году был назначен командиром учебной роты курсантов в военном училище в Багдаде, где и прослужил до 1991 года военным педагогом. Затем с должности командира батальона был выдвинут на должность помощника начальника управления кадров министерства обороны. Информации о том, чем занимался новый военный министр в последующие годы, в открытых источниках нет. Сегодня даже на сайте министерства о новом начальнике не найти ничего, кроме его фамилии и фото. Известно, впрочем, что после свержения Саддама Хусейна и американской оккупации Ирака аль-Хайяли вступил в контакт с «временной администрацией» и в последние годы служил на административно-хозяйственных должностях в главном управлении по борьбе с терроризмом, где дослужился до звания генерал-майора. Однако успехи Ирака в борьбе с терроризмом по меньшей мере неочевидны: если при прежнем режиме иностранец мог свободно перемещаться по Багдаду пешком в любое время суток, то теперь для поездки куда бы то ни было формируется конвой из бронированных автомобилей с автоматчиками, хотя и это не гарантирует безопасности.
Возможно, об успехах генерала на фронте борьбы с терроризмом обывателям многое неизвестно. Специфика спецслужб в том и состоит, что не время обсуждать их дела раньше, чем через 25 лет, как минимум. Поэтому журналисты и прочие любопытствующие, пытавшиеся найти информацию о новом министре обороны Ирака, не обнаружили практически ничего важного. Наверное, по этой причине в качестве одного из главных результатов плодотворной деятельности нового министра упоминается, что у него семеро детей. Что касается оппозиционных суннитских сайтов, то там нового министра нередко характеризуют такими терминами, за которые в СМИ, отстаивающих свободу слова и самовыражения, вполне можно попасть в пожизненный чёрный список. Это тоже о чём-то говорит. Операция по освобождению Мосула продолжается…