С утра 22 февраля по Киеву маршем прошлись «Правый сектор», «Национальный корпус» («Азов»), «Свобода» и примкнувшие к ним националистические группировки. Ранее было заявлено, что все эти силы собираются объединяться для борьбы за власть. Символично. Спустя три года после государственного переворота, названного «революцией гидности», боевое крыло путчистов заявило о своих политических амбициях. Совершенно естественна и смычка со «Свободой» – фактически рождается украинский вариант НСДАП, все участники марша в той или иной мере исповедуют идеологию национал-социализма и/или являются выходцами из СНА.
В мероприятии приняли участие около 10.000 человек. Возглавляли колонну Андрей Билецкий, Олег Тягнибок. Маршрут – улица Институтская, остановки возле Национального банка Украины (НБУ) и поворота на Банковую, к президентской администрации, улица Грушевского, остановка возле здания Верховной рады.
Файеры, дымовые шашки, крики «Революция! Украина превыше всего!».
Поначалу действо выглядело театрально: для президента Украины Порошенко митингующие националисты установили на въезде на Банковую макет конфеты и символический билет до Липецка. Под зданием парламента объявили минуту молчания в память погибших на майдане. Вслед за этим фюрер «Свободы» Олег Тягнибок объявил о главной цели марша: предъявить ультиматум властям.
«День завершения майдана – это не день завершения революции!» – заявил Тягнибок. Государственный переворот 22 февраля 2014 года он назвал «пэрэмогой» (победой), которая «досталась националистам очень тяжёлой кровью». «Власть барыг и предателей боится единой силы украинской нации!» – воскликнул Тягнибок с трибуны и добавил, что общество ждёт появления именно такой силы.
Парламент, по мнению предводителя «Свободы», нелегитимен, поскольку «там руководит коалиция, не имеющая юридической силы», депутатов на местах практически нет. «Ничего не изменилось, власть стала ещё более олигархической!» – объявил Тягнибок итог трёх лет, прошедших после переворота, и анонсировал «ультиматум националистов» как «красную линию для власти, через которую она не будет иметь права переступить».
Тягнибок заявил, что война с Донбассом ведётся «бездарно», а мир может быть достигнут не минскими соглашениями, а исключительно силовой операцией. Он обвинил украинскую «власть барыг» в торговле с «оккупированными территориями» и с «Московией». «На 3,2 миллиарда долларов мы отправили своей продукции в Московию, на 4,6 миллиарда купили у них, вдумайтесь!» – кричал Тягнибок «побратимам», предлагая в качестве одного из основных требований ультиматума «национальную альтернативу – никакой торговли с оккупантом и оккупированными территориями». «Для нас это война с Московией!» – заключил он.
Следующим требованием к власти стал запрет приватизации стратегических предприятий с дальнейшей национализацией тех, которые уже в частных руках, и мораторий на продажу земли. Ультиматум включает в себя и отказ от кредитов МВФ.
«Украинцы больше не будут терпеть!» – Тягнибок пригрозил действующей власти «полной перезагрузкой», включающей президентские и парламентские выборы. «Уходите вон!» – потребовал главный свободовец, заметив, что перед уходом парламент должен принять законы о выборах по открытым спискам и об импичменте президенту.
В практически пустом зале заседаний Верховной рады ультиматум праворадикалов зачитал глава «Национального корпуса» Андрей Билецкий: «Кучка миллиардеров и миллионеров, часть которых присутствует здесь, фактически узурпировала всю власть в стране. Президент, правительство, большая часть парламента принадлежат к одной и той же клике». Билецкий начал с обвинений в адрес верхушки украинской власти в «распродаже страны», «голоде украинцев из-за тарифов, безработицы и нищеты», «капитуляции и сдаче территорий Кремлю». Националисты, по словам Билецкого, в первую очередь, объединились с целью «уничтожить эту власть, которая по ошибке называется украинской». От имени собравшихся у стен парламента он пообещал не допустить:
– приватизации стратегических предприятий;
– продажи земель сельскохозяйственного назначения;
– ежеквартального роста цен на коммунальные услуги;
– повышения пенсионного возраста и стажа;
– грабительского пересмотра налогообложения малого и среднего бизнеса.
Закончив с внутренней политикой, Билецкий объявил требования националистов в отношении политики внешней: разорвать дипломатические отношения Украины с Россией, а ДНР и ЛНР признать оккупированными территориями.
Билецкий зачитывает ультиматум националистов в парламенте
От парламента, сказал командир «Азова», националисты ждут механизма импичмента президенту и отзыва депутатов. «Я вам обещаю, если вы вздумаете не выполнить требования, у нас хватит смелости и решительности самораспустить эту Верховную Раду. Поверьте, мы это сделаем! Мы собрались для того, чтобы начать борьбу за власть!» – объявил Билецкий под неодобрительный шум зала. По его словам, националисты сейчас «едины и сильны как никогда».
«Долой винницких барыг со святых киевских холмов, долой правительство фальсификаторов. Козаки, должны ли нами править Гройсманы?» – доносилось в это время с улицы.
«Никаких законов об особом статусе Донбасса! Никаких законов о выборах на оккупированных территориях!» – призывали украинских парламентариев с трибуны.
«Марш национального достоинства» – это, вне всякого сомнения, заявка на власть как самих националистов, так и политических оппонентов Порошенко, стоящих за «Правым сектором» (военные формирования которого не подконтрольны правительству) и «Азовом» (полк в подчинении министра МВД Авакова). Заявленный на марше ультиматум, зачитанный Билецким в парламенте, лишает Порошенко и его правительство пространства для манёвра. Не случайно пока ещё действующий украинский президент сделал заявление о вероятности «полномасштабной войны с Россией»: у верхушки власти осталась надежда только на войну, под которую можно всё списать, получить поддержку западных «друзей Украины» и ввести чрезвычайное положение.
Вот только штыков, которые теоретически могли бы защитить Порошенко от краха, нет. Все штыки в других руках, разве что найдутся лично преданные главнокомандующему генералы, способные подтянуть к Киеву танки и системы залпового огня.
Но что-то подсказывает, что не найдётся даже прапорщиков.
Соб. корр. ФСК