В своей пропаганде АТО киевский агитпроп активно использует лозунги «интернационального сопротивления российской агрессии», упирая на выдвинутый таджико-пуштунским депутатом Верховной рады Украины Мустафой Найемом призыв к «всемирной борьбе с Мордором». В плане проведения информационных атак особенно ценятся примеры участия в войне на стороне украинских карателей мусульман из республик бывшего СССР.
Речь не идёт о крымских татарах и банде недобитков из «Ичкерии», воюющих в АТО или взрывающих ЛЭП. Украинская пропаганда делает упор на довольно многочисленную азербайджанскую диаспору. Легально проживающих на Украине азербайджанцев – около 70 тысяч. Причинами их миграции на Украину в постсоветские годы стали последствия войны в Карабахе, поступление в украинские вузы и, разумеется, торговля, где азербайджанцы контролируют часть продаж сельскохозяйственной продукции и товаров бытовой химии.
При этом наиболее видные представители азербайджанской диаспоры на Украине инкорпорированы во власть. Прогремевший на всю Украину в связи с делом о коррупции в особо крупных масштабах Роман Насиров возглавлял до последнего времени Государственную фискальную службу, Агия Ахундова – первый заместитель председателя Государственной исполнительной службы, убитый мэр Кременчуга Олег Бабаев – тоже представитель азербайджанской диаспоры. Глава Объединённого конгресса азербайджанцев Ровшан Тагиев в 2014 году в течение пяти дней поменял ориентацию «с Януковича на Евромайдан». Теперь он собирает по Украине тонны гуманитарной помощи для карателей.
А вот Хикмет Джавадов, глава Всеукраинской общественной организации «Объединённая диаспора азербайджанцев Украины», с самого начала стоял на антироссийских позициях. Именно его люди тусовались с флагами Азербайджана на майдане, да и сам он любил покрасоваться на трибуне.
Джавадов «от имени всех азербайджанцев Украины» обвиняет Россию в «оккупации Крыма» и выражает готовность «выступить вместе с украинским народом в поддержку территориальной целостности страны». Хотя подавляющее большинство азербайджанских мужчин предпочитают украинским военкоматам лотки с хурмой и яблоками, Джавадов не унимается. Недавно он вновь поддержал АТО, сравнив защитников Донбасса с «армянскими сепаратистами Карабаха».
Примечательно, что самое большое количество азербайджанцев до майдана проживало в Донбассе, в Харькове и Крыму, но после 2014 года значительная их часть выехала с полуострова и из зоны АТО на Украину. Джавадов объясняет это так: «На оккупированных землях Донбасса и в Крыму до войны жили десятки тысяч азербайджанцев. В большинстве своем они поддерживали территориальную целостность Украины и не хотели жить в составе России. Поэтому им пришлось столкнуться с огромным давлением со стороны оккупантов, требующих лояльности и сотрудничества».
Что бы, однако, ни заявляли такие персонажи, как Хикмет Джавадов, использовать азербайджанцев для поставок «пушечного мяса» в войне с Донбассом у украинских властей не получилось. Зато Киев использует их как элемент пиара. Например, как добровольных помощников АТО, передающих карателям продукты, вещи и даже баранов, чем особенно славится азербайджанская диаспора Житомира. Или как это делает посол Украины в Азербайджане Александр Мищенко, который, игнорируя факты, уверяет: «Азербайджанцы Украины создавали свои силы самообороны, они помогали и физически, и финансово тем силам АТО, которые выбивали боевиков с украинской территории».
Азербайджанцев даже определили в созданный Киевом карикатурный «Альянс балто-черноморских наций», руководитель которого Тамарам Шавладзе тоже затрудняется назвать хоть одного азербайджанского «героя Украины».
Попытки создать в войне против Донбасса некое «мусульманское войско» предпринимались еще осенью 2014 года. После общения с Мустафой Джемилёвым руководитель Конгресса азербайджанцев Хагани Гусейнов и примкнувший к нему представитель антиназарбаевской и антироссийской оппозиции Казахстана Айдос Садыков заявили, что начинают формирование «исламского батальона». Результат хорошо известен – батальон формировать оказалось не из кого, а сами Садыков и Гусейнов воевать не пошли, отделавшись дешёвым медийным пафосом «непримиримых борцов с русским миром».
Зато казахи поехали воевать против украинских карателей и, оказалось, хорошо воюют.
Для информационной войны Киеву пригодился этнический узбек, уроженец Луцка Рустам Хамраев – он добровольцем отправился в штурмовой батальон «Айдар», но вскоре был убит в районе Металлист под Луганском. Известно, что из мусульман в АТО попал даже пакистанец Имран Бутт, о котором рассказывают, что он оказался на Украине «с опытом Сирии». Вот только об азербайджанских «героях Украины» что-то не слышно. Однако порошенковская агитмашина нуждается в «интернационале», поэтому «героев» находят, пусть даже они полукровки вроде Игоря Багирова (позывной Балу), командира разведгруппы 11-го батальона территориальной обороны «Киевская Русь». Он был убит под Дебальцево зимой 2015 года, а министерство информационной политики Стеця распространило легенду, как Балу взорвал себя гранатой вместе с окружившими его «гибридными террористами»…
Второй из этого куцего перечня «героев» – тоже азербайджанец наполовину: Ибрагимов Фариз Расим-оглы из тербата «Батькивщина» (Кировоград-2), убитый под Дзержинском.
А самым раскрученным азербайджанцем (пока ещё не убитым) остаётся звезда эфиров, «лицо бренда АТО» Видади Исрафилов, примкнувший к батальону им. Кульчицкого. «Боевой путь» Исрафилова можно отследить по его фотовернисажам с генералами, губернаторами, по выступлениям на телеканалах, а также акциям возле российского посольства и посиделкам диаспоры в разных областях Украины. Когда только герой воевать успевает?
Пожалуй, остаётся вспомнить интернет-бойцов вроде Шамси Халилова из Херсона или Илькина Рустамова из Киева, и на этом «азербайджанский фактор» АТО заканчивается.
Несмотря на официальную украинскую пропаганду, дружественную по отношению к азербайджанцам, на Украине к ним относятся подозрительно, а зачастую враждебно. Тут сказывается не только расовый комплекс «белых вождей» вроде Билецкого. Дело в том, что азербайджанцы, воспользовавшись украинским хаосом, перехватили некоторые криминальные ниши, особенно контрабанду, в том числе в зоне АТО, что признаёт их пиар-герой Исрафилов.
Украина реагирует на это по-разному. В Херсоне был убит один из лидеров местной азербайджанской общины Ильхам Тагиев, щедро помогавший карателям АТО. Люди Билецкого прессуют азербайджанцев в Харькове. В 2016 году похищения азербайджанских бизнесменов и погромы их собственности даже привели к акциям протеста диаспоры. Такие, как Хикмет Джавадов, Хагани Гусейнов, Видади Исрафилов, для Украины чужие, а здесь это – приговор…