Китай – США: Тихий океан пополам?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вступая в должность, президент Трамп обещал, а госсекретарь Тиллерсон детализировал шаги, которые новая администрация США намерена предпринять в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В качестве одного из таких шагов упоминалось блокирование доступа Пекина к искусственным островам, создаваемым в Южно-Китайском море. Идея вызвала аплодисменты в конгрессе и скептические улыбки в военном ведомстве: в Пентагоне всерьёз об этом думать не стали, полагает Asia Times, поскольку армия страны, развивающейся так быстро, как никакая другая в мире, уже не отступит с этих рифов и отмелей. 

Готов ли Дональд Трамп поменять резко к худшему долгосрочные отношения Соединённых Штатов с Китаем «из-за двух несчастных островков» в океане? Вопрос непростой. «Как минимум с 1980-х китайские военные стратеги считают очень важным быть способными доминировать в этом географическом регионе, который они называют «Первая островная цепь» - череда островов, тянущихся от российских Курильских островов до Японии, Тайваня, Филиппин и заканчивающихся у Индонезии», - пишет The Diplomat. В соответствии с этим перед военно-морским флотом Поднебесной поставлена задача «создать современную военно-морскую структуру, соответствующую задачам обеспечения национальной безопасности и развития, защиты национального суверенитета и морского права… а также участия в международной кооперации». На искусственных островах появилась уже четвёртая взлётно-посадочная полоса и ракеты ПВО. Отправился через китайские моря в Индийский океан, а затем в Средиземное море и Западную Атлантику первый китайский авианосец «Ляонин»… Asia Times считает, что «китайцы, возможно, думают, что после освоения  пространства внутри «Первой цепи островов» появится «Вторая цепь», как только Китай наберёт силы, и никто не сможет ему противостоять». 

Однако только ли о противостоянии может идти речь там, где дело касается взаимоотношений Пекина и Вашингтона?  Американо-китайские отношения представляются более глубокими, чем заявления государственного секретаря США Рекса Тиллерсона. Все помнят жёсткую риторику Трампа в отношении Китая в ходе кампании по выборам президента США. Однако за неполные пять месяцев со времени въезда Трампа в Белый дом риторика смягчилась и приобрела совсем другой вид. Почему?

Конечно, Трамп не первый американский президент, отклоняющийся от своих предвыборных заявлений и обещаний. Однако в данном случае  политический разворот слишком очевиден, слишком бросается в глаза, учитывая, что отрицательный торговый баланс с Китаем был для Трампа самым главным в его «формуле победы» на выборах. И уже потом шли «мелочи» вроде НАТО, Мексики и т. д. 

12 мая сего года San Francisco Chronicle писала: «Компания недвижимости, принадлежащая Джареду Кушнеру, зятю и советнику президента Трампа… искала 150 миллионов долларов для финансирования проекта жилого строительства в Нью-Джерси, предлагая иностранным инвесторам, тем, кто вложит в проект как минимум 500 миллионов, «грин карт», дающую вид на жительство в Соединённых Штатах». Необычно здесь, собственно, только то, что мероприятие с целью привлечения иностранных инвесторов проходило не где-нибудь, а в Пекине, в отеле «Ритц-Карлтон», и что гостей обхаживала младшая сестра советника президента США Николь Кушнер-Мейер, – это отметили журналисты сразу двух крупнейших американских газет Washington Post и New York Times.

Asian Review напоминает, что в день, когда в ноябре прошлого года Дональд Трамп одержал победу над Хиллари Клинтон в предвыборной гонке, Джаред Кушнер обедал на Манхэттене в ресторане Waldorf Astoria с китайским миллиардером Ву Циаху (Wu Xiaohui), главой крупнейшей китайской страховой компании Anbang Insurance Group. Anbang, выкупившая этот роскошный отель у Hilton Worldwide почти за 2 миллиарда долларов, была готова крупно инвестировать в реконструкцию небоскрёба компании Кушнеров на Манхэттене. 

К этому можно добавить, что именно китайский посол в США Цуй Тянькай и Джаред Кушнер готовили первую встречу президента США Дональда Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином во Флориде.  И в  день их встречи Иванка Трамп, дочь президента и создатель модного лейбла одежды, носящего её имя, получила от китайских властей разрешение на три товарных знака… 

Кто-то скажет, что от этих знаков внимания до идеи совместно управлять Тихим океаном, разделённым на восточную (американскую) и западную (китайскую) половины, дистанция огромного размера, но мне так не кажется. Пять триллионов долларов, проплывающих в виде разного рода грузов через Южно-Китайское море (43 процента мировой морской торговли) требуют слежения за свободой навигации, и за прошлый год ВМФ США четырежды наведывался сюда с патрулями, пишет The National Interest. Стремятся патрулировать эти воды и другие, например Австралия, поставляющая железную руду, уголь и сжиженный природный газ (СПГ) в Северо-Восточную Азию через Южно-Китайское море. Однако более всех их, вместе взятых, заинтересован в свободе навигации в этом море сам Китай, вывозящий морем почти 31 процент своего экспорта. Кроме того, «Китай стал очень зависим от морского импорта энергоресурсов и основных промышленных ресурсов, таких как железная руда. И многочисленные китайские эксперты беспокоятся, что в случае кризиса Соединённые Штаты могут прервать поставки когда им угодно, – считает The National Interest. – И потому необходимость укрепления гарантии свободы мореплавания диктует Китаю строительство островов в Южно-Китайском море».  Что может быть убедительнее такого аргумента?

Фото: The Global Quorum

Статьи по теме