Итоги досрочных парламентских выборов в Косово 11 июня несут новую угрозу как общей стабильности на Балканах, так и конкретно косовским сербам. Даже с учётом того, что все ведущие политические силы косовских албанцев в целом придерживаются схожих позиций по основным внутренним и международным проблемам, триумфаторы прошедших выборов в лице бывшего косовского премьера Рамуша Харадиная и движения «Самоопределение» выделяются своим радикализмом и национализмом. И Рамуш Харадинай, и кандидат на пост премьер-министра Косово от «Самоопределения» Альбин Курти выступают за пересмотр Брюссельских соглашений Белграда и Приштины даже в их нынешнем компромиссном варианте и за ликвидацию органов сербского самоуправления на севере края.
Определённым стабилизатором во внутрикосовских политических раскладах традиционно являлась сравнительно более умеренная Демократическая лига Косово, но её поражение на выборах демонстрирует общий радикальный сдвиг в косовской политике. Впервые коалиция во главе с Демократической лигой Косово скатилась по итогам выборов на третье место, набрав, согласно предварительным данным, всего 25,74% голосов. Блок Демократической партии Косово, в который вошёл и «Альянс за будущее Косово» Рамуша Харадиная, получил 33,98% голосов, а движение «Самоопределение» - 27,12%.
При этом большинство социологических исследований, проводившихся в последние недели, в целом не предвещали подобного провала коалиции во главе с Демократической лигой Косово. Некоторые опросы ещё за четыре дня до голосования сулили ей 40,4% голосов, Что же касается «Самоопределения», то это движение, согласно опросам конца мая, не набирало и 20% голосов.
Такой исход голосования стал следствием общего процесса ухудшения ситуации на Балканах и активного использования албанскими политиками в Косово и за его пределами великодержавных, националистических лозунгов. Референтной базой здесь является так называемая «Тиранская платформа», принятая в начале января на встрече в Тиране лидеров албанских партий и движений и представляющая собой перечень задач по максимальному расширению прав албанцев в балканских государствах с прицелом на перекройку карты всего региона и создание «Великой Албании».
Однако великоалбанская угроза – лишь один из факторов дестабилизации обстановки на Балканах. Параллельно укрепляются позиции исламистских радикалов, активно поддерживаемых внерегиональными силами. По свидетельству The American Interest, Турция и страны Персидского залива ответили на развитие ситуации на Балканах «усилением поддержки балканских мусульман, но помощь их не всегда можно назвать благоприятной». «Саудовская Аравия возводит мечети и приглашает к себе на обучение балканских имамов. Некоторые из них возвращаются на родину проповедниками строго консервативного ваххабитского учения, что резко контрастирует с умеренным исламом, который практикуется на Балканах на протяжении веков. Это приводит к росту исламистского фундаментализма среди местного мусульманского населения», – подчёркивает американское издание.
Не следует недооценивать и угрозу, которую несёт в себе динамика внутрикосовских процессов. «Ещё одним признаком роста напряжённости, – напоминает The American Interest, – можно назвать призыв не чуждого националистическим взглядам президента Косово Хашима Тачи к созданию национальной армии, и это несмотря на присутствие пятитысячного контингента НАТО и решительное противодействие со стороны западного альянса, а также таких соседей, как Сербия и Македония».
Всё это имеет непосредственное отношение к углублению кризиса на пространстве Европейского союза. Как известно, через Балканы пролегает один из главных маршрутов проникновения в Европу – в первую очередь в Германию и страны Скандинавии – мигрантов с Ближнего и Среднего Востока; в «пиковом» 2015 году число новоприбывших превысило один миллион человек.
Наконец, на балканский регион в ближайшем будущем могут быть замкнуты новые линии противостояний уже внутри Североатлантического ареала – как между США и Евросоюзом, так и в американских правящих кругах. С самого начала, ещё во времена администрации президента Билла Клинтона, «независимость Косово» выступала в качестве американского геополитического проекта. Администрация Дональда Трампа относится к европейским и особенно балканским проблемам более сдержанно, но среди противостоящих Трампу кругов в конгрессе и Пентагоне имеется немало сторонников усиления роли США на Балканах. Дестабилизация обстановки вокруг Косово может стать одним из рычагов в их руках . Скоро мы увидим, какому именно сегменту американского истеблишмента адресовали своё требование пересмотреть Брюссельские соглашения Белграда и Приштины и ликвидировать органы самоуправления косовских сербов Рамуш Харадинай и Хашим Тачи.
В сложившейся ситуации можно ожидать формирования в Косово кабинета, в большей степени, чем раньше, ориентированного на проведение активной региональной политики, нацеленной на поддержку радикальных албанских организаций и движений в соседних районах Сербии, в Македонии, Черногории и других балканских странах.
Одновременно Приштина усилит давление на Европейский союз и особенно Соединённые Штаты, выдвигая требование поддержать «Тиранскую платформу» и дезавуировать Брюссельские соглашения с Белградом.
Фото: European Western Balkans