Иракские «народные ополченцы» – кто они?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начало

Основу «Народного ополчения» в Ираке составляют шиитские вооружённые формирования «Бадр», «Асаиб ахль аль-Хак», «Роты мира» и «Кятаиб Хизболла».

«Бадр»

Лидером организации «Бадр» (члены этой группировки в целях повышения своей значимости и статуса часто называют её Корпусом) является Хади аль-Амери, личность которого немало даёт для понимания происходящего. 

Хади Фархан Абделла аль-Амери родился в 1954 году в провинции Дияла, в 1976-м окончил Багдадский университет по специальности «статистика». В начале 80-х годов, будучи активным членом оппозиции правящему режиму, он бежал в Иорданию, а затем в Сирию, где вступил в контакт с «Высшим исламским народным советом», который обеспечил его переправку в Иран. Возглавлял военное крыло «Верховного совета исламской революции в Ираке» – террористической организации, созданной в 1982 г. в Тегеране для борьбы с режимом Саддама Хусейна. В годы ирако-иранской войны воевал на стороне Ирана в сухопутных войсках, затем перешёл в органы контрразведки. Принимал участие в допросах и пытках иракских военнопленных, заслужив тем самым особое доверие иранской стороны, после чего окончил командно-штабные курсы КСИР при университете Имама Хусейна.

В 1991 году аль-Амери отвечал за проведение специальных операций на иракской территории. Затем, действуя под псевдонимом Абу Хасан, возглавил ОПГ под названием бригада «Бадр», до 2003 года принял участие в организации свыше 150 террористических актов на территории Ирака. После свержения Саддама Хусейна продолжил действовать в интересах КСИР, курсируя между Ираком и Ираном для установления контроля над силовыми структурами нового Ирака. 

В 2003 г. бойцы «Бадра» установили контроль над некоторыми городами юга Ирака. Самые известные из отрядов группировки на тот момент – бригады «Волк» и «Вулкан» (борьба с силами сопротивления агрессии), а также бригада «Скорпион» (разведка и диверсии). Их основными противниками были сторонники старого режима и «армия Махди» Муктады ас-Садра. Боевики группировки обвинялись в многочисленных убийствах, незаконных арестах и пытках суннитов.

В 2005-2006 годах Хади аль-Амери организовал в системе МВД подразделение по борьбе с оппозицией. В 2006 году при поддержке КСИР создал обширную террористическую сеть по борьбе с американской оккупацией. Наряду с этим аль-Амери выполнял поставленную руководством КСИР задачу по «нейтрализации» членов иранской оппозиционной организации «Моджахедин-э Халк» на территории Ирака. В 2009 г. был избран генеральным секретарем «Бадра» и стал депутатом иракского парламента от блока «Национальный альянс», возглавив комитет по безопасности и обороне. В 2010 году намеревался занять пост министра обороны в правительстве Нури аль-Малики, но в итоге был назначен министром транспорта и коммуникаций. 

По итогам парламентских выборов 2014 года блок «Бадр» получил 22 депутатских мандата. Х. аль-Амери принимал активное участие в формировании нового правительства, вновь претендуя на посты в силовом блоке – министра обороны или внутренних дел. Несмотря на активную поддержку Тегерана – вплоть до ультиматомов Багдаду с требованием такого назначения – был найден компромисс: вместо одиозного аль-Амери МВД возглавил его заместитель по «Бадру» Мухаммед аль-Габбан.

В августе 2014-го Хади аль-Амери лично руководил действиями около 4000 боевиков «Бадра» в провинции Салах эд-Дин в районе Амерли. Сторонник создания отдельного федеративного государства мусульман-шиитов на юге Ирака. Поддерживает тесные рабочие и дружеские отношения с командующим ССО КСИР генералом Касемом Сулеймани.

Имеет гражданство ИРИ. Женат на иранке, которая вместе с детьми проживает в Иране. 

«Асаиб Ахль аль-Хак»

Радикальная шиитская группировка «Асаиб Ахль аль-Хак» (полное название – «Асаиб риджаль Ахль аль-Хак», в переводе – «Лига праведников») была создана в 2004 г. Кейсом аль-Хазали, бывшим ближайшим сподвижником Муктады ас-Садра, после решения последнего распустить «Армию Махди». При этом Кейс аль-Хазали обвинил ас-Садра в предательстве Ирака и шиитских духовных ценностей, в результате чего вчерашние единомышленники превратились в непримиримых врагов.

До вывода оккупационных войск в 2010 г. боевиками «Асаиб» было совершено свыше 6000 вооружённых нападений, на их счету многочисленные ракетно-миномётные обстрелы военных баз, сбитые вертолёты, подрывы бронетехники и т. д. После ухода коалиционных сил из Ирака группировка провозгласила главной целью экспорт идей исламской революции и создание единого шиитского духовного сообщества по иранскому образцу. В 2012 г. боевики этой группировки по призыву командующего силами специального назначения КСИР генерала Касема Сулеймани отправились в Сирию «для охраны шиитских святынь». Там к ним вскоре присоединились бойцы другой иракской шиитской группировки – «Кятаиб Сейид аш-Шухада», а также группы из других формирований «Народного ополчения».

С весны 2014 года, по мере разрастания гражданской войны, отряды «Асаиб» стали активно участвовать в боях против суннитов в северо-западных провинциях Ирака, отличаясь крайней жестокостью. Так, 12 декабря 2014 г. они привезли из г. аль-Ауджа (родной город Саддама Хусейна, провинция Салах эд-Дин) 16 человеческих голов, которые с ликованием публично демонстрировали в Басре.

Численность группировки составляет, по оценкам, 20-25 тыс. человек. Они располагают разветвлённой структурой, включая тренировочные лагеря и базы, офисы в шести крупнейших городах Ирака, а также представительство в Бейруте. Группировка открыла свои религиозные школы в Бейруте и Багдаде, а также по нескольку школ в южных провинциях Ирака – Мейсан, Мусанна, Зи-Кар и Басра.

«Роты мира»

Это военизированная шиитская группировка, представляющая собой боевое крыло движения известного клирика Муктады ас-Садра. Она была создана 11 июня 2014 года после захвата суннитами г. Самарры (провинция Салах эд-Дин) с целью «защиты шиитских святынь». В настоящее время в её состав входят три дивизии четырёхбригадного состава. В каждой бригаде по 4 батальона численностью от 350 до 500 человек, таким образом, общая численность боевых подразделений превышает 20 тысяч. Бойцы этой организации принимали активное участие в боях за г. Джурф ас-Сахр, мечеть Аскари в Самарре и других местах. Её подразделения участвуют также в операции по освобождению Мосула.

Муктада ас-Садр пользуется большим авторитетом на юге Ирака и способен в короткое время организовать массовую мобилизацию своих сторонников. Так, весной 2016 г. по его призыву сотни тысяч сторонников направились в Багдад, где устроили массовые акции протеста, а 30 апреля ворвались в парламент, расположенный в «неприступной Международной зоне» в центре столицы. 

«Роты мира» на параде в Садр-сити, Багдад

«Кятаиб Хизболла»

Эта иракская шиитская группировка (не путать с ливанской «Хизболлой») была создана в 2003 г. для борьбы с интервентами и совершила множество нападений на американские и британские конвои. Несмотря на сравнительно малую численность (в её рядах около 2000 активных членов), она быстро приобрела известность благодаря тому, что одной из первых стала размещать видеозаписи своих атак в Интернете. После вывода оккупационных сил из Ирака и с началом гражданской войны в Сирии туда отправились несколько боевых групп для участия в боевых действиях на стороне законного правительства САР. В создании боевых подразделений принимали участие инструкторы из КСИР, Иран до сих пор оказывает «Кятаиб Хизболле» финансовую и иную помощь, а члены группировки открыто провозглашают себя сторонниками иранского аятоллы Али Хаменеи.

Таким образом, «Народное ополчение» представляет собой реальную политическую и военную силу, готовую и способную серьёзно повлиять на развитие обстановки в Ираке. Многочисленные и хорошо вооружённые группировки народных ополченцев опираются на помощь Ирана, лишь формально признают авторитет власти в Багдаде и открыто обвиняют руководство МО и МВД Ирака в нерешительности. При этом настораживают напряжённость в отношениях ополченцев с курдской пешмергой, а также наличие разногласий внутри ополчения вплоть до противостояния между отдельными группировками. 

Характеристикой новой военно-политической реальности Ирака является то, что «Народное ополчение» может рассматриваться в качестве инструмента борьбы за влияние, способного надолго определить будущее страны.

Заглавное фото: The Spokesman-Review

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться