Один миллиард триста сорок миллионов заработала в прошлом году на разорении Греции Германия, покупая греческие гособлигации и давая Афинам кредиты. Очередной транш «солидарности» в 7,7 миллиарда евро Греция получила на прошлой неделе от постоянно действующего фонда финансовой стабилизации стран еврозоны. И это, оказывается, хороший бизнес, вопрос лишь – для кого?!
Как сообщила Deutsche Welle, кредит Афинам по линии государственного банка KfW принес Берлину проценты на 393 миллиона евро. Доля прибыли, полученной ФРГ с 2015 года в рамках программы Европейского центробанка по выкупу греческих облигаций, составила 952 миллиона евро.
Хотелось бы думать, что не только европейские заимодавцы получают прибыль, спасая Грецию от дефолта, но статистика - упрямая вещь. Ставшая членом Евросоюза в 1981 году Греция больше других пострадала от мирового финансового кризиса, занесенного в 2007 году из-за океана. Аграрная, по сути, страна, экономика которой одной ногой стояла на туризме, оказалась беззащитной. И обратилась в Брюссель за финансовой поддержкой, поскольку от кризиса, прежде всего, страдали греческие банки, владевшие основной частью греческих государственных облигаций.
Вслед за этим американское агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг государственных облигаций Греции до «мусорного», что немедленно подняло проценты, под которые европейские банки соглашались эти облигации покупать. А дальше началось падение курса евро и последовал крах рынков ценных бумаг по всему миру.
Не наша задача разбирать, кто виноват больше – Греция с её когда-то высокой степенью социальной защищённости граждан или жадность банкиров ЕС, но к марту 2012 года страна получила 72,8 миллиарда евро из одобренных 107,3. Потом еще 34,5 миллиарда евро, потом еще 34 миллиарда… На середину 2015 года греческий долг достиг суммы в 312,7 миллиарда евро - теперь к ним надо добавить последние 7,7.
Осталось только взглянуть, как эти миллиарды поработали на финансовое возрождение Эллады. До вступления Греции в ЕС её валовой внутренний продукт рос примерно на 5 процентов в год. В первой половине 90-х - уже только 1,6 процента. До вступления в ЕС производство промышленных товаров в Греции ежегодно увеличивалось на 10,6 процента, сельскохозяйственной продукции на 3,5. После присоединения Греции к Евросоюзу аграрный сектор её экономики уменьшился в два раза… Сегодня Греция уступает своим европейским партнёрам по всем позициям. Её задавил американский, французский, немецкий, итальянский и швейцарский капитал. Крупная обрабатывающая промышленность уже в руках иностранцев. Однако бизнес есть бизнес, и на уничтожении национальной экономики тоже можно хорошо заработать. А если превращается в фикцию национальный суверенитет, для «единой Европы» это значения не имеет.
Как отмечает BBC, за первый квартал текущего года ВВП Греции упал ещё на 0,1 процента. Греция не поднимается с колен, как обещал ей Брюссель пять лет назад, а уходит на самое дно рецессии. Остановят ли это падение 7,7 миллиарда нового займа? 6,9 миллиарда из них пойдут на платежи по уже выданным кредитам, 800 миллионов – на оплату долгов частным кредиторам. Сколько там на Грецию остаётся?
Соб. корр. ФСК