На днях интернет-издание wPolityce опубликовало статью известного польского международного обозревателя Петра Цивиньского (Piotr Cywiński) «Польская дилемма по поводу Украины. В деле зверского убийства тысяч поляков никаких уступок быть не может».
Что уж говорить – отношения Украины и Польши продолжают накаляться.
И это несмотря на то, что руководство Польши поддержало Майдан едва ли не активнее всех в Европе.
Но сегодня из главного европейского адвоката Украины Польша превратилась в барьер на пути украинцев в Европу. А всё потому, что поляки с ужасом наблюдают за тем, как в соседнем государстве набирает обороты бандеровщина, а военные преступления ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в России) представляются подвигами.
«Руководствуясь высшими побуждениями, мы каждый раз стояли стеной за наших восточных соседей и первыми в мире признали независимое украинское государство. Кроме того, мы стали самопровозглашённым «адвокатом» Киева в его стремлении интегрироваться с западными структурами. Такая однозначная позиция практически не повлияла на желание украинцев произвести коллективный акт покаяния, – с досадой написал Пётр Цивиньский. – И, что тоже следует учесть, чем дальше, тем сложнее нам будет склонить их пересмотреть своё отношение к виновникам преступлений семидесятилетней давности, превратившихся уже в «национальных героев», которых возносят на пьедесталы и увековечивают в названиях улиц, площадей, школ и других объектов».
Понятно, что это не может понравиться полякам. Ведь на примере убийцы и садиста воспитываются дети их соседей. Поляков они пока не режут, но польские могилы уже демонстративно разрушают.
Поэтому и приходится Варшаве корректировать свою стратегию относительно украинцев.
Лидер правящей в Польше партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский предложил Украине выбрать либо сотрудничество с Западным миром, либо поддержку нацистских традиций ОУН-УПА. Политик уверен, что героизация Степана Бандеры и подобных ему персонажей помешает реализации евроинтеграционных устремлений украинских лидеров. В интервью «Газете Польской» («Gazeta Polska») Качиньский заявил, что «Украине нужно выбирать – или интеграция с Западом и отклонение от традиций УПА, или Восток и всё, что с ним связано».
Да и министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский ясно сказал: «Наше послание украинцам: с Бандерой в Европу не войдёте! Мы говорим об этом и громко, и тихо. Мы не повторим ошибок…»
Понимая, что вряд ли получится изменить ситуацию, Польша начала постепенно закрывать «европейское окно» для Украины. Это одна из причин отсутствия делегации Украины в числе участников саммита «Инициатива трёх морей» в Варшаве – поляки попросту не стали лоббировать этот вопрос.
Автор wPolityce не разделяет присутствующего в польском эксперном сообществе мнения, что без Украины невозможно сформировать общее экономическое пространство в Восточной Европе. «Это возможно, что видно на примере того, как европейским странам удалось преодолеть многие давние разногласия. Конечно, с Украиной было бы лучше, вопрос только в том, заинтересованы ли в сближении сами украинцы. Если да, появится последняя возможность разобраться с болезненными эпизодами нашей совместной истории», – считает Цивиньский.
Действительно, а что же сами украинцы? И возможно ли примирение?
Глава Организации украинских националистов и первый зампред Гостелерадио Богдан Червак заявил, что примирение между украинцами и поляками невозможно и что Киев должен выставить Польше счёт за геноцид украинцев. Об этом он написал на своей странице в Facebook. «У нас хватит мужества выставить счёт за все обиды, а прежде всего за геноцид украинцев во время операции «Висла». Поляки думают, что восстановили справедливость. На самом деле – предали украинцев», – сообщил глава ОУН.
«Существует объективное желание польской элиты навязать Украине своё мнение и свои подходы, то есть воспользоваться тем, что Польша находится под защитой НАТО и Европейского союза, и навязать Украине собственное видение истории», – уверен украинский историк и политолог Александр Палий. Можно считать во многом это мнение общей точкой зрения галицкой националистической верхушки, дорвавшейся до управления Украиной. Ляхи такие же враги, как и москали – об этом чёрным по белому написано в «заповедях националиста» одного из идеологов украинского нацизма Михновского. Там же, наряду с поляками и русскими, евреи, венгры и румыны.
Ещё одна проблема, которая беспокоит поляков, – тяга Большой Украины к России. «Есть и ещё один важный аспект. Каковы гарантии, что через несколько лет Киев не развернётся в сторону Москвы? Сейчас это трудно себе представить, но рано или поздно они снова сблизятся, ведь сложно отрицать, что их объединяют многовековые культурные связи», – предупреждает Пётр Цивиньский.
Ну а пока все ждут взаимных покаяний, Варшава начинает постепенный геополитический разворот.
11 июля поляки впервые отметили Национальный день памяти жертв Волынской трагедии 1943 года на государственном уровне. В Варшаве прошли мероприятия с лозунгами «Геноцид помним – бандеровцам жить не дадим», «Бандера, стоп!», «Волынь помним», а польские националисты традиционно несли плакаты с напоминанием того, что Львов – польский город.
А история со снесённым в апреле надгробным памятником УПА в селе Грушовичи близ Перемышля получила весьма неожиданное продолжение. Уничтоженный мемориал починили к годовщине Волынской трагедии. Только теперь монумент посвящён не бандеровцам, а тем украинцам, которые в годы Второй мировой войны спасали поляков от убийц УПА. По словам историка Анджея Запаловского, более 400 жителей Украины погибли, спасая поляков от зверств бандеровцев. «Это звучит как издёвка, но героями Украины стали люди, причастные к геноциду, тогда как украинцы, которые порой ценой собственной жизни спасали своих польских соседей, остаются в тени», – написал Пётр Цивиньский. Иначе говоря, поляки сигнализируют о готовности поддерживать только тех украинцев, которые откажутся от героизации ОУН-УПА и назовут бандеровцев преступниками. Разумеется, такая позиция Польши неприемлема для нынешней украинской власти, открыто поддерживающей почитание деятелей ОУН-УПА и возводящей Бандеру, Шухевича, Коновальца в ранг героев Украины. А других героев Галичина и не ищет, более того, она тянет милых сердцу бандеровцев за собой не только в Киев и Одессу, но и в Европу. Не желая видеть и понимать, что компанию кровавых палачей и их сегодняшних последователей там не ждут.
Соб. корр ФСК