Более десяти тысяч боевиков, остающихся в провинциях Хама, Хомс и Идлиб, в случае «прямой поддержки от России» готовы к переговорам в целях совместной борьбы против запрещённой в России террористической группировки «Джебхат ан-Нусра». Об этом заявил накануне агентству РИА Новости глава Национального совета по вопросам мира и примирения в Сирии шейх Салех Наими.
В отличие от Министерства национального примирения Сирии во главе с Али Хейдаром, Национальный комитет – негосударственная структура, куда вошли представители многих местных племён. Комитет выступает посредником между сирийским правительством и предводителями различных вооружённых группировок, на предмет включения последних в процесс национального примирения, обмена пленными, доставки гуманитарной помощи и т. д. Деятельность Комитета поддерживается официальным Дамаском, заинтересованным в сворачивании военных действий, предполагающим договорённости с теми в сирийской «вооружённой оппозиции», кто представляет местные силы, а не пришельцев-террористов.
Ранее, в 2016 – первой половине 2017 гг., благодаря усилиям Комитета удалось разоружить ряд анклавов вокруг Дамаска с перемещением «непримиримых» на северо-запад страны, в провинцию Идлиб.
«Битва флагов» в Идлибе
Из слов С. Наими следует, что речь идёт о нескольких тысячах боевиков в анклавах Эр-Растан и Тель-Биса (к северу от Хомса), а также в Хаме и Идлибе, создавших даже «координационный политический комитет», заинтересованный в скорейшей встрече в Анкаре с представителями России. По его словам, около двух недель назад в столицу Турции уже прибыла группа командиров так называемой умеренной вооружённой оппозиции, готовых встретиться с российским послом в Турции и военным атташе.
Очередной взрыв в Маарет ан-Наумане
Ранее упомянутые регионы Сирии, прежде всего Идлиб, неоднократно становились ареной столкновений между протурецкими, просаудовскими и иными вооружёнными группировками.
«Я вам скажу, а вы можете не верить: та сторона (вооружённая оппозиция. – Ред.) хочет примирения и хочет закончить с войной и таких больше 90%. Они хотят вернуться к мирной жизни и получить амнистию. Но они боятся и не доверяют. Наша задача – создать команду, которая посеет в них чувство доверия», – отметил Наими, добавив, что официальный Дамаск «с честью выполняет данные им обещания», не препятствуя контактам с различными оппозиционными фракциями (включая зарубежные) в поисках путей урегулирования многолетнего кризиса.
Что касается России, то она, по словам С. Наими, – «международный игрок и играет очень важную роль в сирийском кризисе». С ним солидарны и другие местные политики (в том числе из стана конструктивной оппозиции), отмечающие, что Россия – единственное государство, работающее со всеми сторонами конфликта.
В случае успеха предполагаемых переговоров в Анкаре ситуация в центральной Сирии может претерпеть существенные изменения. При этом вероятность осложнений также весьма высока. Накануне стало известно об отказе некоторых из группировок на юге Сирии участвовать в реализации российско-американских договорённостей, достигнутых 7 июля в Гамбурге в ходе встречи президентов России и США. Весьма нервно отреагировало на них и руководство Израиля, опасающегося усиления проиранских формирований у своих северных границ. По данным газеты Haaretz, в Западном Иерусалиме настаивают на том, чтобы «зоны деэскалации» на юге Сирии контролировали бы американские военнослужащие. «Мы проводили подготовительную работу со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с Израилем. Так что исходим из того, что израильские коллеги прекрасно осведомлены о том, о чем была договоренность. И могу гарантировать, что мы сделали все и американская сторона сделала все, чтобы интересы безопасности Израиля в рамках этой конструкции были полностью учтены», – ответил на это министр иностранных дел России С. Лавров.
В свою очередь, представитель оппозиционной платформы «Дамаск» полагает, что Израиль возражает против перемирия в Сирии, поскольку поддерживает действующие в стране террористические группировки: «Израильтяне не только укрепляют свои границы на юге Сирии, они также сотрудничают с "Джебхат ан-Нусрой" и связанными с ней террористическими группировками. На самом деле есть много доказательств их близкого сотрудничества на Голанских высотах и на южных границах Сирии».
Между тем 16 июля из удерживаемого террористами "Хайят Тахрир Аш-Шам" и "Фейлак Ар-Рахман" района Джобар была предпринята попытка обстрела российского посольства в Дамаске. Как отметили в МИД РФ, «принципиальная линия России на решительную и бескомпромиссную борьбу с террористами в Сирии будет продолжена». В тот же день взрыв прогремел в Рас-Шамре в 12 км к северу от Латакии, а днём позже боевики атаковали колонну бронетехники сирийской армии к востоку от Дамаска. В ходе работ по разминированию в горной части Латакии обнаружен крупный склад террористов, в том числе 30 ракет TOW американского производства. Непросто складывается оперативная обстановка для сирийцев и на границах провинций Хомс и Дейр эз-Зор.
Контроль над территориями на стыке провинций Ракка, Хомс и Дейр-эз-Зор
По материалам СМИ