Развитие ситуации в Персидском заливе открывает возможности для укрепления отношений России с монархиями этого региона. И если Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты, с одной стороны, Катар – с другой, больше заинтересованы в получении поддержки, в том числе и военной, в плоскости противостояния Эр-Рияда и Дохи, то интересы более умеренных государств (в первую очередь Кувейта) лежат в сфере посреднических услуг в урегулировании политико-дипломатического кризиса, который несёт странам – членам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) потери, негативно влияющие на мировой нефтяной рынок.
Вопросы преодоления кризиса и расширения экономического взаимодействия России и стран ССАГПЗ находились в центре внимания российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, совершившего 28-30 августа блицтурне по странам Персидского залива. Выступая по итогам переговоров в Эль-Кувейте, Лавров отметил: «Товарооборот в прошлом году у нас вырос на 14 %, а за первые месяцы в текущем году – на 43 %. Эти темпы говорят о том, что мы скоро выйдем на уровень более полумиллиарда долларов США. Это далеко не предел».
Развитие экономических связей со странами ССАГПЗ тесно связано с углублением политического диалога, в том числе в контексте кувейтской посреднической инициативы в конфликте Эр-Рияда и Дохи. Россия подтвердила поддержку данной инициативы, а заодно устами министра иностранных дел напомнила о собственной инициативе, выдвинутой задолго до нынешнего кризиса, по разработке всеобъемлющей концепции безопасности в зоне Персидского залива. «Отрадно, что Кувейт, наряду с такими членами ССАГПЗ, как Бахрейн и Оман, изначально являлся активным сторонником этой инициативы, о чем сегодня вновь сказали нам наши коллеги», – сообщил в кувейтской столице Сергей Лавров.
Что же касается посредничества в урегулировании текущего кризиса, то Москва обоснованно и чётко выступает за налаживание политического диалога, не становясь при этом ни на чью сторону.
«Мы поддерживаем кувейтскую инициативу и не хотим ни с кем конкурировать. Действительно, у нас добрые отношения со всеми странами, оказавшимися в этой не очень простой ситуации. Мы исходим из того, что инициатива Кувейта заслуживает поддержки всех, кто сможет повлиять на эту ситуацию позитивно. Мы будем готовы оказывать поддержку в формах, приемлемых для всех участников этой ситуации»,
– подтвердил глава российского внешнеполитического ведомства.
Более определённо акценты в пользу углубления взаимодействия России и стран ССАГПЗ были расставлены в ходе визита Сергея Лаврова в Объединённые Арабские Эмираты. Глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что у России и ОАЭ «совпадающие или очень близкие позиции» по ситуации в Сирии, Ливии, Йемене, Ираке и по палестинской проблеме. «Мы еще раз подтвердили заинтересованность в координации наших действий по этим животрепещущим вопросам», – подчеркнул российский министр.
В развитие достигнутых в Абу-Даби договорённостей российская сторона рассматривает возможность укрепления в ОАЭ своих позиций в банковско-финансовой сфере. В частности, открыть до конца текущего года свое региональное представительство в ОАЭ намерен «Внешэкономбанк».
«Что касается Эмиратов, то для нас очень важно там иметь присутствие, принимая во внимание и язык, и традиции, и уважение к партнеру, что важно для обеих сторон. Наш наблюдательный совет принял решение создавать такое представительство. Я думаю, что до конца года наш эмиратский офис уже будет существовать в Абу-Даби. Мы думаем, что этого офиса будет достаточно для региона, – заявил первый замглавы ВЭБ Николай Цехомский. – Мы считаем, что там возможны сделки. Россия экспортирует высокотехнологичную продукцию в эти страны. Безусловно, есть потенциальное финансирование, поскольку там есть крупные игроки. Вы знаете о Mubadala, которая сотрудничает с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Есть очень крупный фонд, который пока не так активен в России, – ADIA, мы с ним очень подробно общаемся на эту тему. Мы считаем, что потенциал создания совместных фондов, совместных инвестпроектов высок». Ранее глава ВЭБ Сергей Горьков сообщил, что новая стратегия развития банка предполагает ориентацию в первую очередь на страны Ближнего Востока и страны исламского мира.
Развивая отношения с монархиями Персидского залива, Россия стремится поддерживать определенный паритет в военно-технической области. В частности, по информации Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), Россия, ведя переговоры с Катаром о продаже Дохе систем ПВО С-400 «Триумф» и «Панцирь-С», намерена поставить ОАЭ партию истребителей Су-35. «Очередной раунд переговоров о поставках 24 истребителей планируется провести в ближайшее время по взаимной договоренности сторон», – сообщила в конце августа официальный представитель ФСВТС Мария Воробьёва. Кроме того, по её словам, «на рассмотрении эмиратской стороны находится российское предложение по модернизации ранее поставленных БМП-3 в ОАЭ».
Оценивая конфликтную ситуацию, возникшую в отношениях между арабскими странами Персидского залива, следует иметь в виду, что конфликт коренится в попытках Эр-Рияда противодействовать появлению в регионе нового «центра силы» в лице Катара.
«Арабские соседи, которые любят называть себя «братьями» Катара, бунтуют, так как маленькая страна на полуострове, расположенная перед Саудовской Аравией в Персидском заливе, не уступает ни миллиметра. Если они примут эту ситуацию и не ответят более жесткими мерами, то «потеряют лицо», – в особенности новый наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман. Он хочет провести радикальные реформы в стране и при помощи жесткого курса во внешней политике как в Йемене, так и в Катаре отвести от себя критику консерваторов в связи с ослаблением статусных правил внутри страны»,
– отмечает германское издание Handelsblatt и делает тревожный прогноз: «Положение настолько нестабильно, что ни Катар не может выполнить требования других, ни противники без ощутимых успехов не смогут бездействовать, не потеряв при этом лицо... В Персидском заливе наступили драматические времена».
Сложившаяся ситуация указывает на устойчивую востребованность российской поддержки всех региональных игроков, включая поддерживающую Катар Турцию. В зависимости от расклада сил данная поддержка может носить политический, торгово-экономический или военно-технический характер – при условии соблюдения в регионе баланса интересов и выхода сторон на долгосрочные договорённости.