Балканское преддверие каталонского кризиса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Драматическое развитие ситуации вокруг референдума о независимости Каталонии, а также плебисцит о самоопределении иракских курдов вновь поставили вопрос об отсутствии в международной практике чётких критериев допустимости самоопределения наций и территорий. Это создаёт благодатную почву для «двойных стандартов» и спекулятивных политических комбинаций. И хотя каталонский сепаратизм имеет долгую, уникальную историю, при оценке нынешних событий возникают привязки к другим региональным кризисам, в том числе на Балканах, где «двойные стандарты» и геополитические игры вокруг самоопределения проявились в полной мере.

Активное участие в дискуссиях по этим вопросам принял на днях президент влиятельного американского Совета по международным отношениям Ричард Хаас. В статье на интернет-портале Project Syndicate, которая появилась 29 сентября, четыре дня спустя после референдума в Иракском Курдистане и за два дня до референдума в Каталонии, он отмечает, что в современном мире новая государственность в значительной степени определяется признанием другими государствами, и пытается сформулировать собственные правила, которые, по его мнению, следует применять в таких случаях. «Правил Хааса» (читай: Совета по международным отношениям) набралось пять: присутствие исторических оснований, подтверждающих «явную коллективную идентичность данного народа»; наличие убедительных аргументов, доказывающих, что «существующий статус-кво связан с большими политическими, физическими и экономическими издержками» для жителей самоопределяющейся территории; «явная демонстрация» мощной поддержки «нового, сепаратного политического статуса» со стороны населения; «жизнеспособность» нового государства, и, наконец, то, что «отделение не должно ставить под угрозу жизнеспособность оставшихся частей страны или безопасность соседних государств».

Если подойти с этими правилами к бывшей Югославии, нетрудно увидеть крайнюю поспешность Запада в признании независимости ряда югославских республик, а также сербского края Косово. В частности, не существовало никаких «больших политических, физических и экономических издержек» в случае сохранения краем Косово своего статуса с 1999 года в качестве территории функционирования миссии ООН по делам временной администрации с широкими полномочиями.

Есть серьёзные вопросы в плане оценки «коллективной идентичности» косовских албанцев, которых сами албанские эксперты и лидеры албанского национального движения со времён деятельности Призренской лиги 1878-1881 годов традиционно рассматривали в качестве составной части общеалбанского этноса, ныне осуществившего своё самоопределение в составе Республики Албания. Да и уровень «коллективной идентичности» боснийских мусульман и даже черногорцев уступает в историческом плане уровню идентичности тех же каталонцев и тем более курдов.

Ни один серьёзный аналитик не станет говорить, что самопровозглашённое Косово состоятельно без поддержки Запада. Согласно оценкам независимых организаций, в 1999-2002 годах международное сообщество предоставило Косово 2,3 млрд долларов финансовой помощи. В 2005-2008 годах было выделено 1,9 млрд долларов «на проведение реформ», это около половины косовского валового внутреннего продукта. Сейчас речь идёт о меньших суммах, но тем не менее в 2016 году, согласно данным МВФ, в бюджет Косово поступило 173 млн евро «иностранного финансирования», что сопоставимо с расходами на пенсии и другие социальные выплаты.

Что же касается последнего пункта, сформулированного Ричардом Хаасом о том, что отделение той или иной территории не должно ставить под угрозу «жизнеспособность оставшихся частей страны или безопасность соседних государств», то здесь вооружённый косовско-албанский сепаратизм и его односторонняя поддержка Западом прямо спровоцировали дестабилизацию в других албанонаселённых районах Балкан и создали крайне опасный прецедент. 

Не случайно сейчас балканские государства оказались дальше от вступления в Европейский союз, чем несколько лет назад. Это продемонстрировала, в частности, состоявшаяся летом в Триесте под эгидой правительства Италии ежегодная конференция «Евросоюз – Западные Балканы» с участием делегаций Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Черногории и Косово. Как подчеркнул глава итальянского правительства Паоло Джентилони, ЕС намерен «держать открытой перспективу присоединения к ЕС для стран Западных Балкан», но ещё не время, и вообще подготовка балканских стран к вступлению в Евросоюз «потребует много времени».

Можно сомневаться, что дальнейшее развитие ситуации как в Каталонии, так и вокруг Иракского Курдистана явит свидетельства геополитических манёвров и спекуляций, имеющих мало общего с интересами международной стабильности и чаяниями народов. Как отмечает в связи с каталонским референдумом испанская газета La Vanguardia, «простая и жёсткая реальность такова, что народные протесты не особо волнуют ЕС». «В последние годы XX века многим странам удалось добиться независимости, – продолжает издание. – Речь идёт о бывших советских республиках, балканских государствах и даже Южном Судане. Однако на обретение ими независимости дали благословение гегемонистские страны и организации: США, НАТО, ЕС, МВФ. Развал СССР и Югославии входил в стратегические планы этих структур по отношению к странам-противникам… Независимость Косово была признана, но сепаратистские настроения в Абхазии, Южной Осетии, Крыму и на юго-востоке Украины встретили резкие возражения».

«Волю народа Европейский союз возводит на пьедестал, но только если эта воля соответствует олигархическим и гегемонистским интересам... Эти интересы гипотетически могут измениться в пользу получения Каталонией независимости, но произойдёт это только в том случае, если правительство Испании вдруг начнёт проводить социально ориентированную политику и пытаться выйти из НАТО (пока в странах ЕС ни одна партия с подобной программой на выборах не побеждала), а противовесом этому будет неолиберальное правительство Каталонии, ориентированное на членство в Североатлантическом альянсе», – делает саркастический вывод La Vanguardia. Что ж, справедливо замечено.

Статьи по теме