Визит саудовского короля в Москву и стратегический баланс на Ближнем Востоке

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Беспрецедентный государственный визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдул-Азиза Аль Сауда в Россию – яркое подтверждение того факта, что на Ближнем Востоке происходят коренные изменения. Если уж самый мощный и последовательный союзник США среди арабских стран счёл необходимым договариваться о делах региона с Москвой, то это говорит о его глубоком разочаровании проводимой там Вашингтоном политикой.

В. Путин принимает короля Салмана

Отвечая на нападки из США по поводу «отступничества» и «чёрной неблагодарности», Эр-Рияд указывает на недальновидность и непоследовательность Вашингтона. Так, главный редактор ведущего государственного издания КСА для заграницы The Arab News Фейсал Дж. Аббас пишет, что «любой, кто не признает значимость России на Ближнем Востоке, должно быть, не обратил внимания на снижение там роли США». По мнению Фейсала Аббаса, Саудовская Аравия как региональная держава должна взаимодействовать с Москвой «в собственных интересах и интересах региона». Не приходится сомневаться, что это и являлось главным мотивом, побудившим короля Салмана осуществить свой исторический визит в Москву. 

Пока всю ответственность за провал американской политики на Ближнем Востоке саудовцы возлагают на Барака Обаму, вызвавшего своими попытками «демократизации» региона его тотальную дестабилизацию. Они выражают надежду, что нынешний глава Белого дома Дональд Трамп исправит допущенные ошибки. Однако нетрудно заметить, что при всей своей противоречивой риторике Трамп движется в русле регионального курса, начертанного его предшественником. Легко предвидеть, что в случае продолжения этой политики Эр-Рияд может «разочароваться» и в действующем президенте США, отчего поиски саудовцами «иных возможностей и партнёров» только углубятся.

Эксперты практически сходятся во мнении, что ведущим фактором, побудившим КСА приступить к широкомасштабному налаживанию связей с Россией, явились успехи последней в разгроме вместе с Дамаском сил сирийской оппозиции. Ведущий сотрудник Брукингского института, бывший старший аналитик ЦРУ Брюс Ридель (Bruce Riedel) пишет: «Саудовцы признают, что Россия вернулась в качестве крупного игрока в регионе благодаря своим победам в Сирии». На повестке дня, по сути, стоит уже не столько вооружённая борьба, сколько закрепление позиций различных сторон в послевоенном устройстве Сирии. 

Саудовской Аравии как важному региональному игроку не хочется остаться в стороне от этих процессов. Стремясь сохранить лицо, саудовцы отрицают, что пересмотрели свою позицию по сирийскому кризису, но на переговорах в Москве при обсуждении условий сирийского урегулирования отчётливо было заметно, что они не выставляют, как раньше, категорического требования о предварительном уходе со своего поста Башара Асада. Не слышно было с их стороны и заявлений о том, что ему нет места в будущем устройстве страны. 

Формально не отрекаясь от поддерживаемых ими ранее групп сирийской оппозиции, саудовцы тем не менее выразили готовность работать над их объединением в целях полноправного вступления в мирные переговоры с властями. То, что они не видят больше никакой перспективы по военному смещению режима в Дамаске, это большой прогресс. Глава отдела обороны и безопасности в Исследовательском центре стран Персидского залива (Gulf Research Center) Мустафа Алани (Mustafa Alani) полагает: «Сейчас саудовцы осознают, что русские – это единственная сила, которая в состоянии урегулировать конфликт в Сирии. Теперь они уже согласны с тем, что режим может остаться». 

Результаты войны

Вполне ожидаемыми стали заявления короля Салмана и сопровождавших его лиц по поводу «деструктивной» и «опасной», как они считают, политики Ирана в регионе. Некоторые обозреватели даже предполагают, что в основе линии на продвижение отношений с Москвой лежит стремление Эр-Рияда не допустить её дальнейшего сближения с Тегераном. Такой мотив в саудовских подходах присутствует, но он далеко не единственный и даже не главный. В любом случае саудовцам понятно, что о простой замене одного партнёра на другого или о вовлечении России в «антииранскую ось» речи идти не может. А вот посреднические услуги Москвы в недопущении превращения расхождений между КСА и Ираном во всеобщее «суннито-шиитское противостояние» могут стать самыми эффективными из всех возможных. Для этого чрезвычайно ценным является поддержание страной-посредником одинаково хороших отношений с обеими спорящими сторонами, чем не может похвастаться ни одна другая великая держава.

Благоприятный фон для пребывания саудовского монарха в России и достижения новых соглашений по развитию российско-саудовского сотрудничества создали действующие договорённости между странами-экспортёрами нефти об ограничении её добычи. От их реализации и повышения цены на нефть до рубежа около 60 долл. за баррель все нефтедобывающие страны уже получили значительную выгоду и заметно поправили свои дела. И если раньше Саудовская Аравия нередко выступала в роли главного разрушителя подобных сделок, зачастую по подсказке из Вашингтона и в его интересах, то сейчас она дисциплинированно придерживается своих обязательств. И это также симптом того, что собственные интересы становятся для Эр-Рияда дороже следования в фарватере не вполне понятных ему заокеанских расчётов.

Похоже, королевство вошло во вкус сотрудничества по линии ОПЕК – Россия. Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих говорит, что партнёрство между Россией и Саудовской Аравией «послужило катализатором» сотрудничества нефтедобывающих стран. Оно «вновь вдохнуло жизнь в ОПЕК, которая оказалась неспособна собственными руками скорректировать свою производительность, когда в 2014 году предложение постоянно находилось на высоком уровне и мировые запасы планомерно росли быстрее спроса». Подписанные многомиллиардные соглашения о сотрудничестве двух стран в нефтегазовой сфере позволяют верить, что их тесное взаимодействие на мировых рынках углеводородов не является конъюнктурным, оно будет продолжено. Немецкие эксперты, например, называют его «целевым альянсом против фрекинговой индустрии США».

Д. Медведев и король Салман

Настоящая интрига развернулась во время переговоров по ВПК и другим военным вопросам. Общий объём сделок по поставкам российских вооружений в КСА может достичь 3 млрд долл. Государственная военно-промышленная корпорация Саудовской Аравии сообщила, что подписаны предварительные соглашения о покупке систем С-400, подобных тем, которые намеревается закупить Турция, и противотанковых ракетных комплексов. Ожидается также передача Саудовской Аравии «прорывных технологий», которые должны сыграть «ключевую роль» в развитии этой отрасли в стране, что сделает её менее зависимой от импорта вооружений из США. И буквально сразу же из Вашингтона пришло сообщение о том, что Госдепартамент снял все возражения на поставку в КСА комплексов ПРО THAAD на сумму в 15 млрд долл.

Российский вице-премьер по ВПК Д. Рогозин и король Салман

Эта рефлексивная реакция покажет Эр-Рияду, что его новая политика всецело оправданна и приносит быстрые плоды. А С-400 без покупателя не останутся – очередь за ними в мире только растёт.

С-400 на марше

Саудовский монарх провёл также отдельную встречу с министром обороны России С. Шойгу и группой российских генералов, ответственных за планирование операций в Сирии. Надо полагать, от них он получил исчерпывающую информацию «из первых рук», не искажённую комментариями Пентагона о том, как складывается ситуация на сирийских фронтах. Есть основания ожидать, что полученные королём Салманом сведения укрепят миролюбивые настроения Эр-Рияда.

Министр обороны С. Шойгу и король Салман

В целом визит короля Саудовской Аравии в Россию показал, что Москва благодаря своей последовательности и приверженности «игре по правилам» способна формировать прочные отношения со всеми ключевыми ближневосточными игроками, в том числе с Ираном, Турцией, а теперь и с Саудовской Аравией. И представить надёжное урегулирование ближневосточных проблем без учёта позиции Москвы невозможно. 

Статьи по теме