В течение последней недели бомбардировщики ВКС России нанесли ряд массированных ударов по позициям запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) в восточной части провинции Дейр-эз-Зор, близ границы с Ираком. После затяжных боёв полностью освобождён от террористов административный центр провинции. А в последний день октября в Астане завершился очередной раунд межсирийских консультаций с участием стран-гарантов перемирия, в ходе которого обсуждались перспективы проведения Конгресса национального диалога, от участия в котором отказался просаудовский Высокий комитет по переговорам. Накануне, выступая перед сенаторами Комитета по иностранным делам, американский госсекретарь Рекс Тиллерсон сказал, что Вашингтон работает над созданием в Сирии дополнительных «зон деэскалации». Где их планируется учредить, неясно, но логично предположить, что речь идёт о территориях, подконтрольных Сирийским демократическим силам (СДС) и другим проамериканским отрядам. Земли в провинции Дейр-эз-Зор, за которые ведётся острое соперничество, содержат до 70 % сирийских запасов углеводородов.
Действия американцев говорят об их намерениях не только «оседлать» энергетические богатства Сирии, но и не допустить сирийцев к логистической развязке Аль-Букмаль на границе с Ираком (правительственные силы которого заняли сопредельный аль-Кайм, и, по некоторым данным, зашли на сирйискую территорию). Для этого террористические группировки продолжают усиленно накачиваться оружием. Foreign Policy пишет о переброске оружия советского образца отрядам СДС и другим группировкам, противостоящим Дамаску. По данным авторов доклада Центра исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) и Балканской сети журналистских расследований (BIRN), к маю 2017 года на автоматы Калашникова, противотанковые гранатомёты, миномёты и боеприпасы Пентагон потратил более 700 млн долл. К 2022 году планируется израсходовать ещё около 900 млн долл. и дополнительно 600 долл. заложены в бюджете. Всего же военное ведомство США планирует потратить на оружие для «сирийских союзников» до 2,2 млрд. долл. Закупки идут не только через Командование специальных операций ВС США (United Special Operations Command), но и через Picatinny Arsenal – малоизвестную военную и научно-исследовательскую организацию из штата Нью-Джерси. В декабре 2016 года на её сайте была опубликована статья, посвящённая получению внутренней награды Пентагона, в том числе за закупку «значительного количества» нестандартных боеприпасов для отправки в Сирию, Ирак и Афганистан.
Несмотря на то, что в июле 2017 года Дональд Трамп якобы приказал ЦРУ прекратить оружейную подпитку «проамериканских сил на Ближнем Востоке», процесс набрал такую инерцию, что ему вряд что-то может помешать. Пентагон пытается закупать для сирийских боевиков оружие буквально везде, в том числе в Грузии – о соответствующих переговорах, например при посредничестве Alliant techsystems operations, сообщают сразу несколько источников. Телекомпания «Рустави-2» продемонстрировала в эфире несколько документов, в том числе американо-грузинский контракт о поставках оружия общей стоимостью почти 2 млн долл. для нужд «сирийской оппозиции». Участие военных структур Грузии и Азербайджана в сомнительных схемах способствует не только эскалации напряжённости в Сирии, но и расползанию оружия на Кавказе. В разных странах для сирийских террористов закупается и советское, и современное российское вооружение. В результате к снайперам запрещённых в России террористических группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» попадают самые совершенные прицелы ночного видения с российской электроникой.
По некоторым экспертным оценкам, на территории Сирии по-прежнему находятся до 50 тысяч проамериканских «повстанцев»; численность западных спецназовцев также может оказаться существенно выше признаваемой официально. Некоторое время назад глава группы специальных операций по борьбе с ИГ и командующий операцией «Непоколебимая решимость» генерал-майор Джеймс Джаррард обмолвился, что на территорию Сирии заброшены 4 тысячи американских военнослужащих. После уточняющего вопроса одного из журналистов он замешкался, а затем поправился и назвал близкую к официальным данным цифру в 500 человек. Следом официальный представитель Пентагона Эрик Пэон заявил, что общее количество американских военных в Сирии – 503 человека. В то же время реализация планов, оглашённых Р. Тиллерсоном, потребует расширения нелегального американского военного присутствия в Сирии, включая дополнительную тяжёлую технику. Фактически это последовательные шаги к разделу страны.
В начале октября из контролируемого американцами района Ат-Танф в южную «зону деэскалации» беспрепятственно проникли 600 боевиков. Помимо захвата Эль-Карьятейна, на возвращение которого ушли несколько недель, они получили направленную для местного населения гуманитарную помощь в поселениях, контролируемых «спящими ячейками» террористов. На пути в провинцию Дера`а боевики преодолели более 300 километров через переход Тафас на сирийско-иорданской границе. Американский спецназ, удобно чувствующий себя в опорных пунктах, подготовленных боевиками ИГ, – это наглядное доказательство сотрудничества террористов и обеспечивающих им политическую «крышу» оккупантов.
Лагерь беженцев Эр-Рукбан и военная база Ат-Танф
В конце октября Минобороны РФ сообщило о попытках США сколотить в Ат-Танфе очередную группу «умеренной оппозиции». А сирийские беженцы лагеря Эр-Рукбан, расположенного в 55-километровой «зоне деконфликтинга», были отрезаны от гуманитарной помощи. В этой пустынной местности переплелись интересы США, России, Иордании, Израиля, Ирана, Саудовской Аравии, местных и пришлых группировок. «По словам сирийцев, рядом с "Эр-Рукбаном" недавно американскими советниками был развёрнут новый лагерь, в который съезжаются боевики бандформирований из Восточного Каламуна, района Умм Эль-Карьятейн и Сирийской пустыни», – сообщили в российском Центре по примирению враждующих сторон. По данным Центра, «американские советники формируют из них очередную "умеренную оппозицию", – "Национальную сирийскую армию", основой которой стали группировки "Джейш Асуад Аш-Шаркия" ("Восточные львы"), "Куват Шахид Ахмад Абду" и "Лива Шухада Аль-Карьятейн" (Бригада шахидов "Аль-Карьятейна")». Стоимость найма боевиков в каждой группировке определяется американскими советниками в ходе прямого торга с их главарями; разница в доходах боевиков разных банд может отличаться многократно. 29 октября на этой почве рядом с лагерем беженцев "Эр-Рукбан" произошло боестолкновение между группировками "Бригада шахидов Аль-Карьятейна" и "Восточные львы". По данным Центра, «в результате перестрелки от пуль боевиков погибло 13 сирийских беженцев, еще более 20 человек, включая детей, получили огнестрельные ранения различной степени тяжести». Никакой медицинской помощи раненым американская сторона не оказала. «Подобные действия военнослужащих США и так называемой международной коалиции в районе Эт-Танфа являются грубейшим нарушением международного гуманитарного права и могут быть квалифицированы как военное преступление», – отмечают в Центре. Ранее официальный представитель Министерства обороны России И. Конашенков говорил, что «сирийский лагерь беженцев «Рукбан» является «живым щитом» для базы США.
Одновременно новый лидер «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии» Риад Сейф развернул деятельность в Вашингтоне, призывая администрацию Трампа усилить поддержку «светской оппозиции» и противодействовать растущему влиянию Москвы и Тегерана за столом переговоров. В ходе «сирийского форума» 26-27 октября в Вашингтоне обсуждались вопросы перехвата контроля над рядом районов страны по мере ухода в тень контролирующих их террористических группировок. Со временем эти районы могут превратиться в зоны эскалации, которые - путь к миру. Взаимодействие «сирийского лобби» в США с влиятельными лицами в Конгрессе, Госдепартаменте и Совета национальной безопасности США укрепляется. Этот лагерь отрицательно относится к переговорному процессу в Астане.
26 октября бывший министр иностранных дел (1992-2013) и премьер-министр (2007-2013) Катара принц Хамад бен Джасем Аль Тани в интервью телевидению высветил дополнительные грани поддержки монархиями Персидского залива террористических группировок в Сирии на начальном этапе «арабской весны». Военная помощь, выделявшаяся по настоянию «американских друзей», направлялась из Саудовской Аравии, Катара и Турции на территорию последней, где распределялась под присмотром американцев. Значительная доля этой помощи предназначалась сирийскому филиалу «Аль-Каиды». «Мы хотели освободить Сирию, – говорит Х. бен Джасем, – но на каком-то этапе начались взаимные разногласия. Сирии была уготована роль жертвы, но жертва сбежала с алтаря». В результате «много людей было убито, а Башар остался у власти. Альтернативы ему нет». Откровения влиятельного катарского отставника с его выпадами в адрес Саудовской Аравии можно рассматривать в контексте противостояния Эр-Рияда и Дохи; вместе с тем они показывают, насколько региональная политика аравийских монархий обусловлена линией Вашингтона на сотрудничество с вооружёнными противниками Асада.
Начатая 30 сентября 2015 года российская военная операция в Сирийской Арабской Республике позволила во многом переломить негативную динамику, но проблемы не исчезли. Условием наступления в стране мира является эффективное противодействие деструктивным акциям США и возглавляемой ими «международной коалиции».