В сентябре 1991 года, ещё до проведения референдума по вопросу о независимости Украины, председатель украинского парламента Леонид Кравчук подписал закон о правопреемственности. Новоиспечённая украинская держава не назвала себя тогда ничьей преемницей, но сделала своими границы УССР и временно согласилась на действие Конституции Советской Украины на своей территории. Признала также обязательства УССР по международным договорам (правда, с оговорками).
А спустя год произошло событие, которому тогда не придали значения: последний президент Украинской народной республики (УНР) в изгнании (в Канаде), руководитель мельниковского крыла ОУН в торжественной обстановке Мариинского дворца передал первому президенту Украины (всё тому же Кравчуку) вместе с атрибутами власти грамоту о том, что нэзалэжна является правопреемницей УНР. В январе 1992 года был утверждён сине-жёлтый флаг Украины – он же флаг провозглашённой в ноябре 1917 года УНР. То же и с гербом: трезубец был одобрен в качестве герба УНР 12 февраля 1918 года в городке Коростене под Житомиром в штабном вагоне – для этого пришлось на один день объявить Коростень столицей УНР. Новое рождение трезубца в качестве малого герба украинского государства пришлось на февраль 1992 года.
История повторилась. В 1917 году, воспользовавшись событиями в Петрограде, представители украинства сначала спешно собрали в Киеве Центральную раду и попытались договориться с Временным правительством об автономии, а спустя две недели после Октябрьской революции провозгласили УНР. Правда, заметили, что «не отделяясь от республики Российской и сберегая единство её, мы твердо станем на нашей земле, чтобы силами нашими помочь всей России, чтобы вся республика Российская стала федерацией равных и свободных народов». При этом Центральная рада постаралась прихватить как можно больше территорий: аппетиты УНР распространялись на Новороссию, Слобожанщину, Екатеринославскую, Херсонскую, Холмскую губернии, частично на Тавриду, Курск и Воронеж!
Спустя 70 с лишним лет, разваливая СССР, пан Кравчук и иже с ним нарисовали границы независимой Украины по границам УССР, обещав русским Украины мир и дружбу, но имея в виду возрождение УНР.
УНР не признала правительство большевиков, хотя именно Октябрь дал шанс украинской независимости. Украина, провозглашённая в 1990-1991 годах, также решила предать советскую часть своей истории небытию, вплоть до запрета коммунистической идеологии, символики и названий, связанных с УССР. Правда, от советского наследия в виде электростанций, железных дорог, мостов, метро и портов решили не отказываться. Зато памятники Ленину и другим вождям Октября снесли. Сегодня на сайте Украинского института национальной памяти (УИНП) осмеяны такие «совковые» названия, как «Память Ильича», «Ликбез», «Достижение Октября». Только правда состоит в том, что топонимика времён УССР отвечала движению жизни, а "Достижением Майдана" украинское село не назовёшь – нет достижений. Только и остаётся, что переименовывать населённые пункты, улицы и проспекты…
Советский катер «Каштан» в честь 110-летия со дня рождения гауптмана Романа Шухевича назван его именем. Это из истории ещё одного несостоявшегося государства – «Украинской державы», провозглашённой бандеровской частью ОУН во Львове в 1941 году. Новое государство, созданное на «материнских украинских землях» Западной Украины, видело своей столицей Киев и намеревалось «тесно сотрудничать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создаёт новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации».
В 90-х пан Кравчук всё же не рискнул связаться с «Украинской державой», которую не признали даже гитлеровцы, невзирая на полную готовность бандеровцев к «тесному сотрудничеству». Однако независимая Украина – преемница и УНР Грушевского-Петлюры, и «Украинской державы» Бандеры. Гремучий коктейль из рваных обрывков прошлого.
В основе нынешней украинской государственности – только эти два периода «независимости»: первый запомнился подавлением Январского восстания (1918 год) рабочих киевского завода «Арсенал» да петлюровскими погромами; второй (существующий только условно) – зверствами бандеровцев. От истории в составе СССР украинские правители отказались.
100-летний юбилей Октября новые поколения жителей встречают в «декоммунизированной» стране. Необандеровский УИНП декларирует: никакой «так называемой Октябрьской революции», Украина отмечает свою собственную дату – «100-летие борьбы. Украинская революция 1917-1921». Про «столетие борьбы» сильно сказано, если учесть, что УНР во всех её ипостасях не просуществовала и четырёх лет, в апреле 1918 года Центральную раду разгонял немецкий военный патруль, в марте 1919 года была провозглашена УССР со столицей в Харькове. Подавляющую часть «столетия борьбы» вожди УНР боролось с советской властью в Польше, Франции и Канаде. А в начале 1918 года была образована Донецко-Криворожская советская республика, руководство которой отвергло претензии Центральной рады на обширные земли нынешних Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской, частично Харьковской, Николаевской, Херсонской и Ростовской областей. В том же 1918 году вспыхнула Одесса.
Поэтому если на «столетнюю борьбу», о которой вещает УИНП, взглянуть внимательнее, то окажется, что многие её эпизоды связаны с эксцессами экспансионизма: после Октябрьской революции УНР пыталась подчинить себе территории, которые не видели общего будущего ни с Центральной радой, ни с Гетманатом, ни с Директорией. А жестокое подавление властями УНР восстания на киевском заводе «Арсенал» и на рабочих окраинах украинской столицы в акт «борьбы за независимость» не превратишь. 400 (по другим данным до 1800) убитых, более 700 раненых, около 50 расстрелянных – таков итог шестидневного кровавого противостояния, которое УИНП никак не может вписать в картину «Украинской революции». Братская могила арсенальцев и других восставших против Центральной рады киевлян находится рядом со зданием Верховной рады Украины, в Мариинском парке. Памятник участникам Январского восстания осквернили ещё во время «революции достоинства», в мае 2016 г. был снесён памятник одному из руководителей восстания Андрею Иванову, а в 2017 году глава УИНП Вятрович заговорил о необходимости демонтировать монумент, посвящённый рабочим-арсенальцам. Всё, что бросает тень на «Украинскую революцию», должно быть устранено, как устраняет этот режим память об Октябре.
«Современная Украина – наследница государственных традиций Украинской революции 1917-1921 годов», – заявляют в УИНП. А кто бы сомневался! Как и сто лет назад, те, кому отдана власть в Киеве, пытаются распространить своё влияние на территории, где решительно не приемлют «традиций» УНР от Грушевского до Петлюры с добавкой «традиций» Бандеры. И попытки эти сами собой не прекратятся.