Дело украинского шпиона в Республике Беларусь Павла Шаройко обрастает новыми захватывающими подробностями. Журналист «UA:Украинское Радио» оказался сотрудником кадрового аппарата военной разведки, работающим под прикрытием. Звание – полковник. Об этом официально сообщил Комитет государственной безопасности Беларуси.
«Шаройко создал агентурную сеть из числа граждан Республики Беларусь, которые за денежное вознаграждение выполняли его задания по сбору сведений разведывательного характера в военно-политической сфере», – отметили в белорусском КГБ. В отношении украинского «журналиста в погонах» возбуждено уголовное дело по статье «Шпионаж». Шаройко взят под стражу. «В ходе проводимых следственных действий получены убедительные доказательства его противоправной деятельности, наносящей вред национальной безопасности Республики Беларусь. Во время обыска у задержанного обнаружены копии разведывательных донесений, направленных им ранее в Центр», – говорится в сообщении КГБ. Координировал шпионскую деятельность Шаройко, по его же признанию, сотрудник главного управления разведки оборонного ведомства Украины Игорь Скворцов – он действовал под прикрытием должности советника посольства Украины в Беларуси. «Дипломат в погонах» уже объявлен в РБ персоной нон грата. Он покинул Беларусь после получения соответствующей ноты из белорусского МИД, об этом отчитался украинский посол в РБ Игорь Кизим.
В рамках пресечения деятельности шпионской сети, созданной Павлом Шаройко, сотрудниками КГБ задержан гражданин Белоруссии, который сообщил, что по заданию украинской военной разведки за денежное вознаграждение занимался сбором и передачей информации об обороноспособности Белоруссии. В отношении него возбуждено уголовное дело статье «Государственная измена».
Посол Украины в Республике Беларусь уже успел прокомментировать шпионский скандал «Радыё Свабода»: мол, «каждый журналист имеет свою сеть» и назвал «чушью» ноту белорусского внешнеполитического ведомства в отношении Скворцова. Также «чушью» Кизим считает и сообщение КГБ об агентурной сети. Посол ошибается: Минск готовился тщательнейшим образом, поэтому никакой «чуши» в деле Шаройко быть не может, а вот украинская дипломатия потерпела очередное фиаско. Разговорами про «чушь» пан Кизим только усугубляет и без того непростую ситуацию: один шпион прикидывается журналистом, второй – дипломатом. А посол старается изобразить удивление, когда узнаёт, что Комитет государственной безопасности Беларуси выполняет свою работу.
«Позиция президента Украины и МИД страны по шпионскому скандалу с Белоруссией до сих пор неизвестна. Но в любом случае в текущей геополитической ситуации, на фоне скандалов с Венгрией, Польшей, Румынией и другими странами Восточной Европы Киеву не выгодно обострять отношения с Минском, который является одним из его основных торговых партнеров. Спасти ситуацию может два фактора: личные взаимоотношения президентов Петра Порошенко и Александра Лукашенко, а также статус Минска в качестве переговорной площадки по Донбассу. Может быть, украинский лидер сам не знал, что у него в Белоруссии есть шпион. Возможно, никаких официальных комментариев глав Белоруссии и Украины, а так же внешнеполитических ведомств республик вообще не будет. Стороны могут предпринять попытку замять скандал. При желании можно даже найти способ вывезти украинского гражданина на родину. Если бы Минск и Киев хотели обострения конфликта, мы бы наблюдали уже не одну серию резких высказываний и взаимных обвинений», – надеется на закулисные договорённости Киева с Минском Андрей Бузаров член общественного совета при МИД Украины. Впрочем, заявление КГБ вряд ли располагает к таким выводам.
Украинское главное управление разведки (ГУР) отказалось от Павла Шаройко – мол, он был уволен в 2009 году по состоянию здоровья. Но белорусское телевидение уже показало фрагмент оперативного видео КГБ, где тот на допросе рассказывает совсем другое: «В 2016 году при смене руководителя меня перевели из отдела, который занимался журналистами, работающими под прикрытием, в отдел, где работают дипломаты под прикрытием. С чем это было связано, мне до сих пор непонятно. Но я предполагаю, что это делалось в преддверии приезда в Беларусь на должность первого секретаря посольства Украины полковника Скворцова. Его я знаю еще со времен службы в Министерстве обороны Украины».
Выходит, в нелепом положении не один украинский посол, но и целое ГУР: не проходят номера ни с «чушью», ни с заверениями, что полковник Шаройко – давно уже не разведчик.
Соб. корр. Фонда стратегической культуры