Казахские чиновники аннулируют языковые гарантии Назарбаева

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Пока на пути к латинизации казахского языка Нурсултан Назарбаев гарантирует русскому и русскоязычному населению, что их языковые права нарушаться не будут, в Казахстане разгорелся новый лингво-политический скандал, виновниками которого стали слуги закона.

Во время брифинга в Службе центральных коммуникаций советник Генерального прокурора Республики Казахстан Нургуль Карагойшина отказалась отвечать  на вопрос русскоязычного журналиста, попросившую её ответить на вопрос на официальном языке, каким конституция республики именует русский язык.

Свой странный поступок Карагойшина обосновала «духовным обновлением нации». Она заявила: «Поскольку тема нашего сегодняшнего разговора «Руxани жаңғыру», то есть духовная модернизация, я хочу провести брифинг на казахском языке. Если позволите, на вопросы, заданные на русском языке, будем отвечать на государственном, то есть казахском языке, потом можете сами перевести. Потому что, как вы сами понимаете, когда мы говорим «Руxани жаңғыру», подразумеваем интересы государства, интересы нации… Поскольку мы затронули тему духовного обновления, мы должны показать и доказать делом, что сами начали духовно обновляться». 

В отличие от президента Назарбаева, его чиновники духовной модернизацией считают  национал-чванство и чиновничье хамство. Обращаясь к русскоязычным журналистам, мадам Карагойшина сообщила: «Все мероприятия, проводимые на русском языке, казахскоязычные журналисты как-то освещали – сами переводили все выступления на казахский язык. Мы захотели, чтобы и вы попробовали сделать то же самое. Сказать честно, мне как-то неудобно говорить на другом языке, поскольку являюсь вашим коллегой и до этого времени занималась проблемами языка». 

То есть свой поступок, нарушающий не только законодательство Казахстана, но и нормы этики (на брифинге могли быть зарубежные журналисты), Карагойшина совершила как  сознательную, продуманную акцию. Свой спич советник Генпрокуратуры превратила в своеобразный националистический манифест. Признав, что регистрация документов, поступающих в органы прокуратуры, ведётся на русском языке, она заявила: «Заявители зачастую свои заявления пишут на русском языке. Пока мы сами лично не начнем как народ, как нация писать свои заявления и жалобы на казахском языке, то и ответы будете получать на языке обращения, то есть на русском».

Большая часть казахстанских СМИ с одобрением отнеслась к поступку Карагойшиной, но наказание ей за её поступок, определил сам Елбасы. Год назад  в ходе инспекции объектов Универсиады в Алматы  Нурсултан Назарбаев сказал: «Мы, как вам известно, определили в обучении трёхъязычие, с этого не надо сходить. Министру культуры хочу сказать, что есть закон, но некоторые чиновники хотят забежать вперед и заставить всех говорить на казахском. Но мы многонациональная страна, и мы приняли этот факт… Я заметил, что есть такое, когда человек на русском языке обращается, то ему ответ дают на казахском. Куда прокуратура смотрит? Если гражданин обратился на русском, значит, ответ должен быть предоставлен на русском! Того, кто отвечает на казахском тому, кто спрашивает на русском, уволить показательно!»

Соб. корр. Фонда стратегической культуры

Статьи по теме