Вопрос, который более всего занимает США по отношению к Республике Молдова, – на поверхности: вытеснение российской военной группировки из Приднестровья под лозунгом замены существующей миротворческой миссии на «гражданскую миссию по поддержанию мира международным мандатом». Следом за этим – политическая реинтеграция ПМР в Молдову как региона с особым статусом.
Молдовой плотно занялся Конгресс США. На днях американские конгрессмены Давид Прайс (David Price) и Пит Олсон (Pete Olson) зарегистрировали проект резолюции «в поддержку» молдавской территориальной целостности. Почему США вмешиваются в дела суверенного молдавского государства? Да всё потому же: по мнению авторов резолюции, именно за Америкой закреплена (априори) главенствующая роль в развитии демократии, безопасности и экономического процветания Молдовы! «Молодая молдавская демократия», уверен Олсон, останется «ориентированной на Запад», и никак иначе. А центр западного мира – США, соответственно, развитие «молодой демократии» должно оставаться за американцами.
Из этой логики и вытекает резолюция, призывающая Россию вывести из ПМР войска, «остановить поддержку сепаратистских движений внутри Молдовы», «воздерживаться от экономических угроз» – кто же, как не РФ, считают конгрессмены, препятствует разворачиванию молдаван лицом к Западу?
В Демократической партии Молдовы (ДПМ), возглавляемой местным олигархом Владом Плахотнюком, тут же выразили надежду, что США окажут поддержку в урегулировании приднестровского конфликта, да и вообще в активизации молдавско-американского сотрудничества. В декабре 2017 года Плахотнюк вояжировал в Вашингтон, где встречался с Питом Олсоном и обсуждал важнейший для собственного политического будущего вопрос поддержки американцами Молдовы. Его личной Молдовы. Без американского плеча у молдавского кукловода недостаточно шансов удерживать всю власть в стране в своих руках. А парламентские выборы уже на носу, и безусловная победа – пока за социалистами (ПСРМ), рейтинг которых составляет более 35%. Демократы набирают чуть более 7%, а вместе с другими партиями, ориентированными на Запад, – не более 30%. Таков истинный расклад сил, так на самом деле выглядит «молодая молдавская демократия», которую при всём желании невозможно ограничить западным направлением – большая часть общества упорно смотрит в сторону России. Соответственно, перед Плахотнюком и его американскими друзьями стоит задача подсунуть гражданам Молдовы альтернативную реальность, эрзац-демократию и легализовать её.
Для этого сгодится всё:
– разогревание приднестровского вопроса с обвинениями в адрес России;
– информационная война с той же целью, перечень претензий к России: «поддержка сепаратистских движений», «пропаганда», «вмешательство в выборы»;
– продвижение идеи «унири» – поглощения Молдовы Румынией;
– подготовка молдавского «майдана» в случае невозможности удержать власть в руках прозападной группировки партий.
Парламентские выборы в Молдове пройдут по смешанной системе, крайне выгодной для Плахотнюка – он надеется укрепить позиции за счёт ряда мажоритарных округов. «Ставки очень высоки, потому что если Демократическая партия потеряет власть в ноябре 2018 года, то мы наверняка увидим попытки новой власти, которая придет после них, обвинить демократов во всех неудачах Республики Молдова и повесить на них всех собак. То есть я думаю, что если Демпартия потеряет власть, нас ждет ряд очень серьезных, длительных и громких процессов, и новая власть будет раскручивать их в течение последующих четырех лет, потому что накопилось очень много, очень многие вещи делались в Молдове в обход законодательства. Поэтому для Демпартии удержание власти – это вопрос жизни и смерти, собственно, для этого и поменяли избирательную систему в 2017 году – для того, чтобы удержать власть. На кону стоит не только это, на кону большое состояние. Не секрет, что государственные институты Республики Молдова – это основной источник дохода и бизнеса для людей и компаний, которые на этом зарабатывают большие деньги» – так комментирует ситуацию в РМ молдавский политический эксперт Влад Кульминский.
Ради сохранения Молдовы в личной собственности Плахотнюк готов на всё. А пример соседа – украинского президента Петра Порошенко – убеждает молдавского олигарха в том, что путь к сердцу американских политиков лежит исключительно через практическую реализацию лозунга «Прочь от Москвы!». И правящей (пока ещё) коалицией сделано в этом направлении немало. От заявлений на уровне парламента о выводе российских войск, входящих в миротворческий контингент, с территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики до запретов российским военным, журналистам, политикам и даже артистам въезжать на территорию молдавского государства, а также до отлучения граждан РМ от российских новостей и информационных передач.
«Молодая молдавская демократия» в нынешнем её исполнении – это и бесправный, хотя законно избранный президент Игорь Додон, набравший более 52% голосов избирателей. Результат, немыслимый ни для ДПМ в целом, ни лично для Влада Плахотнюка, рейтинг которого колеблется в рамках статистической погрешности. Тем не менее правящая коалиция откровенно игнорирует позицию президента (и его избирателей): в 2017-2018 годах его несколько раз временно отстраняли от должности в тех случаях, когда Додон был не согласен с кандидатурами министров или отдельными законами. «Калифом на час» становился тогда глава парламента, он-то и подписывал отклонённые президентом документы; несмотря на то, что Игорь Додон является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РМ, а большинство граждан Молдовы выступают против усиления влияния НАТО, назначенный министром обороны республики в обход президента Евгений Стурза, ярый сторонник укрепления связей с альянсом, прямо заявил, что не собирается выполнять приказы Додона; молдавские военнослужащие в сентябре 2017 года приняли участие в военных учениях «Быстрый трезубец» на Украине, несмотря на то, что на это требовалось согласие президента, а его не было – Верховный главнокомандующий последовательно выступает за нейтральный статус Молдовы. Игорь Додон фактически загнан за флажки, которые расставил по периметру его резиденции управляющий государством клан Влада Плахотнюка при поддержке США в образе тех же конгрессменов, намеренных протащить через Конгресс антироссийскую резолюцию.
США собрались поддерживать не только «молодую молдавскую демократию», но и основательно закрепиться на поле деятельности ОБСЕ в Молдове. В конце июля предстоит смена главы миссии ОБСЕ в Молдове американца Майкла Скэнлана (Michael Scanlan). И здесь перед Вашингтоном стоит задача оставить эту должность за собой: она позволяет контролировать процессы в Приднестровье и влиять на них – тем более при затее изменить миротворческую миссию в ПМР. В США сейчас вообще увлечены конструированием новых форматов миротворческих миссий ООН, которые позволили бы, пользуясь брендом «голубых касок», вводить в разные страны мира войска или гражданские контингенты под контролем американцев.
Поэтому руководство миссией ОБСЕ в Молдове США не хотели бы отдавать ни в какие другие руки, и сейчас активно развивается давление на председательствующую в ОБСЕ Италию с целью сохранить за американцами должность, с которой летом уйдёт Скэнлан. В Штатах не смущаются тем, что характер задач ОБСЕ требует сменяемости во главе миссий представителей стран-участников: в Америке рассматривают международные организации только в качестве удобных инструментов для продвижения собственных интересов. Уже в марте ОБСЕ официально уведомит о проведении конкурса на замещение должности руководителя миссии в РМ, и здесь потребуется пристальное внимание к процедуре его проведения как в Молдове, так и в Приднестровье. Чтобы не вышло в итоге игры в напёрстки, победителями которой заведомо станут американцы, а проигравшими – жители республик, разделённых Днестром.
(Окончание следует)