Рост напряжённости в отношениях Будапешта и Киева толкнул украинские власти к тому, чтобы начать военную эскалацию на границе. Проблему венгерского языка и венгерской культуры в Закарпатье, Украина решила развязывать, как и в Донбассе, – военной силой.
9 февраля состоялось пленарное заседание Береговского городского совета VII созыва в присутствии исполняющего обязанности командующего войсками оперативного командования «Запад» Сухопутных войск ВСУ генерал-майора Олега Микаца. Обсуждавшийся вопрос был настолько важен, что здание горсовета окружали вооруженные патрули Нацгвардии.
Военные просили у депутатов местного совета передать в собственность армии земельный участок в Берегово, где ВСУ планирует разместить отдельный батальон 128-й Закарпатской горно-пехотной бригады, которая сейчас базируется в Мукачево, Ужгороде и Виноградове.
Планируется восстановить бывшую воинскую часть – 315-й гвардейский механизированный ордена Богдана Хмельницкого полк, расформированный в 2003 году. Тогда имущество армии передали на баланс городских властей. Часть зданий продали частным владельцам, часть находится в аварийном состоянии.
Генерал Микац обещал, что при положительном решении вопроса ВСУ готова построить или реконструировать объекты за два года.
Причину размещения ударного подразделения ВСУ представитель командования объяснил так: «Такая потребность возникла в связи с необходимостью рассредоточения войск и подготовки военных по всей территории Украины». Характерно, что горные стрелки (как и другие подразделения) регулярно проводят ротации в зоне АТО, а теперь они «выносятся» на старые, ещё с советских времен ударные позиции на юго-западном направлении.
В Будапеште понимают смысл затеи Муженко и Полторака. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто уже выразил обеспокоенность тем, что украинская армия намерена разместить целый батальон (с опытом карательных этнических зачисток в Донбассе) в городе с самой высокой долей венгров среди населения. Пояснения украинского министерства обороны венгерский МИД считает завуалированной демонстрацией силы: на деле создание военной базы ВСУ означает, что «они считают венгерское национальное сообщество угрозой Киеву, что является возмутительным, и именно поэтому Венгрия категорически отвергает его».
Это действительно удивляет: при явной нехватке средств (что подтверждает скандал с унылым состоянием полигона в Широком Лане) украинская армия намерена разместить целый батальон (с опытом карательных этнических зачисток в Донбассе) в городе с самой высокой долей венгров среди населения. Не исключено, что инициатива Минобороны Украины может быть частью закрытых договорённостей с НАТО, которая предоставит средства в обмен на обустройство в Закарпатье украинской военной базы.
То, какими темпами Украина «продаётся» любым структурам Запада, не исключает подобный вариант, считают и венгерские аналитики. Вмешательство Венгрии в украинско-натовские отношения в последнее время раздражают часть руководства альянса, которое хотело бы «использовать Украину по полной» в деле противостояния с Россией.
Однако Венгрия готова по мере возможности защищать свои интересы. Военных сил у неё маловато, но блокирование работы комитета Украина-НАТО пока остаётся эффективным средством.
Соб. корр. ФСК