Прп. Леонтий Карпович стал настоящим духовным вождём для православных не только в Вильно. Будучи главой учреждённого при Свято-Духовской церкви православного монастыря, он определил для него монашеский устав.

Пример терпения и незлобия во время смуты и гонений

Памяти преподобного Леонтия Карповича, архимандрита Виленского (1580-1620)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Времена унии принесли с собой суровые испытания для православных жителей Белой Руси. Церковная смута, сопровождавшаяся борьбой за храмы, притеснением или изгнанием православных священников, печатной и устной полемикой, даже физическими расправами угнетающе действовала на духовную жизнь людей. Идти в храм на праздничное богослужение приходилось с опаской не только услышать оскорбление, но и получить камнем в спину. Особенное напряжение ощущалось в городах, где было много католиков. Здесь оскорбления и нападения были постоянными, а найти защиту в суде было практически невозможно, поскольку тут господствовали те же латиняне и униаты.

Вильно, столичный город Великого княжества Литовского и Русского, стал тогда ареной напряжённой конфессиональной борьбы. Здесь действовало православное братство, содержавшее школу, типографию и богадельню. После передачи Троицкого монастыря униатам братчики обосновались при Свято-Духовом монастыре. Настоящим духовным вождём православных стал первый настоятель монастыря преподобный Леонтий Карпович. Он явил не только пример твёрдого стояния в вере, но и смирение инока, мудрость педагога, профессионализм типографа, глубокомыслие проповедника. По достоинству оценённый современниками, преподобный Леонтий, к сожалению, в настоящее время остаётся малоизвестным в Беларуси.

Родился будущий инок в Пинске около 1580 г. и в крещении получил имя Лонгин. Как сын шляхетных родителей он, конечно, должен был получить образование. Возможно, Лонгин учился в православной школе в Остроге или Вильно. Во время учёбы кроме церковнославянского и польского отлично освоил латинский и греческий языки. Затем работал типографом в виленской братской типографии под руководством известного проповедника и полемиста Стефана Зизания. С самого начала Брестской унии виленское братство, членами которого состояли не только мещане города, но и представители разных знатных фамилий великого княжества, включилось в антиуниатскую борьбу. За это братство сразу же подверглось преследованиям. Был изгнан Стефан Зизаний, братских священников привлекали к суду, и наконец, присудили к изгнанию, отобрали братскую церковь. В 1597 г. напротив переданного униатам Троицкого монастыря начала действовать церковь Святого Духа, построенная на земле влиятельного рода Воловичей. Православные братчики продолжали свою деятельность. Чтобы окончательно сломить православных виленцев, в город прибыл униатский митрополит Ипатий Потей. В течение пяти лет неравной борьбы все православные храмы были переданы униатам, кроме новопостроенной церкви Святого Духа. Только скоро все захваченные униатами церкви пострадали во время сильного городского пожара…

В 1609 г. послы братства отправились жаловаться на гонения на варшавский сейм. В числе них был и Лонгин Карпович. Посольство возвратилось без справедливого удовлетворения. После этого путешествия Карпович принял монашеский постриг с именем Леонтий и был рукоположен в сан священника. На следующий год братская типография издала книгу «Фринос» (Плач) Мелетия Смотрицкого. В ней искусно обличались крайности католического учения и провозглашённая уния. Между прочим, говорилось: «Пытаться изменить веру русского народа значит уничтожить сам русский народ…» Книга вызвала негодование короля и католических ревнителей. Тираж было приказано сжечь, а издателей арестовать. Прп. Леонтий был схвачен и два года провёл в земляной яме, где его не только томили как заключённого, но и принуждали принять унию.

Тяжёлые испытания подорвали здоровье святого, но не сломили его дух. 

После своего освобождения в 1612 г. прп. Леонтий Карпович стал настоящим духовным вождём для православных не только в Вильно. Будучи главой учреждённого при Свято-Духовской церкви православного монастыря, он определил для него монашеский устав. Виленский монастырь при нём явился образцом для остальных православных монастырей в Литве и Белоруссии. Сам преподобный Леонтий служил и причащался ежедневно, истово и сосредоточенно молился на службе. Его пример помог оживлению монашества.

При Карповиче братские типографы каждый год выпускали книги для богослужебного употребления. Особенное значение имело издание славянского Букваря (Евье, 1618 г.), а также Грамматики Мелетия Смотрицкого (Вильна, 1619 г.). В 1617 г. было закончено строительство нового каменного здания пятиклассной братской школы, где ректором был опять же преподобный Леонтий Карпович.

Не удивительно, что новый родник духовной жизни вызывал беспокойство у латинян и униатов. Оскорбления в адрес православных стали обычным делом. В идущих на богомолье в Свято-Духов монастырь бросали камни, пускали стрелы. В 1614 г. куском кирпича был ранен сам преподобный Леонтий. В этом нападении были замешаны униатские духовные лица Паисий Оникеевич и Иосафат Кунцевич (будущий униатский «святой»). Однако преподобный словом и собственным примером призывал свою паству не отвечать злом на зло, а во всём следовать Христу, Который был и поруган, и гоним, и избиваем, но и при смерти не воздавал Своим преследователям. Высоконравственный пример незлобия прп. Леонтия вызывал уважение даже у трезвомыслящих иноверцев. Однако у противников Православия слово виленского архимандрита рождало злобу. Его печатные проповеди уничтожались. До настоящего времени сохранились только два печатных «Казания» (на Преображение и Успение) и проповедь в Неделю перед Рождеством в одном киевском рукописном сборнике. 

В 1620 г. в Киев прибыл патриарх Иерусалимский Феофан, который принял покаяние казаков за их бесчинства в русском государстве во время Смуты и запретил впредь воевать с единоверной Москвой. Кроме того, патриарх уважил просьбу поставить православных епископов в Речи Посполитой, так как два епископа, не принявших унию на Брестском соборе, к этому времени скончались. Под защитой казаков патриарх Феофан согласился восстановить православную иерархию Киевской митрополии.

Одним из кандидатов на епископский сан был преподобный Леонтий Карпович, но болезнь уже приковала его к смертному одру. Вместо себя он направил для посвящения Мелетия Смотрицкого. Преставился преподобный 24 сентября 1620 г. (по юлианскому календарю).

Почитание его как святого началось уже современниками, которые именовали Леонтия, не дожившего и до сорока лет, «святым старцем». Его тело оставалось нетленным. Традиция местного почитания сохранялась долгое время и даже поддерживалась иммигрантами XX века. В 2011 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви преподобный Леонтий Карпович был официально причислен к лику святых. Так Церковь оценила его пример терпения и незлобия во время смуты и гонений жестокого века.