Город Николаев на Украине – центр Николаевской области – основан в 1789 году князем Григорием Потёмкиным и уже в 19 веке стал центром кораблестроения. А во времена Советского Союза Николаев был не только одним из центров судостроения, в городе работали Николаевский глинозёмный завод (был одним из самых крупных предприятий города), авиаремонтный завод, предприятия электронной промышленности. В Николаев ехали со всего Союза – нужны были рабочие руки, город рос.
Всё изменилось с момента обретения Украиной независимости в 1991 году. Предприятия стали закрываться, промышленность – умирать, люди, оставшиеся без работы, уезжать в поисках лучшей доли.
Сегодня Николаев по-прежнему является административным центром большой области на юге Украины. Только вот жизнь в нём больше не кипит.
«Сегодня Николаев – это умирающий город мелких лотков. По улицам ходят постаревшие люди – те самые, которые приехали в него по зову Родины. Сегодня они получают нищенские пенсии. Растёт население только у кладбищ. Вымирают целые кварталы. Некоторые ещё живы, но уже деградировали. Старики охают, люди возраста 25-40 выстраиваются в очередь за дешёвым самогоном. Маленьких не видно. Деградация и депопуляция.
Спуск на воду китобойной флотилии «Советская Россия» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1960 году
Молодежь стремительно уезжает. Кто в Киев и Одессу, кто в Россию, кто в Польшу. Кто на заработки, кто в поисках лучшей жизни», – написал украинский журналист Сергей Лямец, навестивший свой родной город.
В Николаевской области по состоянию на 1 апреля 2018 года задолженность по заработной плате составляет более 100 млн гривен (около $4 млн).
Самый крупный должник – Николаевский судоремонтный завод, имущество и землю которого уже выставили на продажу, назначив смешную цену в 52,3 млн грн ($2 млн) за землю, помещения, набережную, железнодорожные пути и автодороги. Всё это уйдёт с молотка уже 21 мая.
«Пилить судостроительные заводы начали ещё при Кинахе. Премьер, выходец из Николаева, мог дать судостроению второе дыхание? Не стал.
После Ющенко отрасль полетела в ад. Ни заказов, ни льгот, ни государственной политики. После многочисленных переуступок Черноморский завод попал в руки Новинского. Но сделать олигарх уже ничего с ним не смог. Когда завод получил заказ на изготовление корвета, специалистов пришлось искать по домам престарелых. 80-летние деды оказались единственными, кто смог прочесть сложнейшие чертежи. Притом что в городе Николаеве есть целый судостроительный институт, который уже много лет специализируется на выпуске переводчиков и менеджеров со знанием ПК», – продолжает свой рассказ Лямец.
Печальная судьба постигла и Николаевский морской порт (один из многих портов Николаева), территорию которого сдали в аренду на 49 лет. Но, поскольку это государственное предприятие, чтобы соблюсти видимость закона, в собственности государства оставили 1 (!) метр причала.
Ещё один судостроительный завод – «Океан» – продали голландцам, которые искренне хотели работать, но через пару лет сбежали с Украины, настолько дикими для них были условия ведения бизнеса. С тех пор никому не нужный «Океан» медленно умирает. Третий завод – Черноморский судостроительный – пилят на металлолом.
Когда-то давно завод «Заря» славился своими газотурбинными двигателями. Сегодня стратегический объект готовят к приватизации – банкротят, чтобы сбить цену.
Возле завода «Океан» расположен бывший военный порт, который сегодня готовят к концессии. И если для приватизации старательно сбивают цену, то для концессии, наоборот, увеличивают. Один из «хозяев» города поставил управляющим своего человека, который будет зарабатывать, отдавать часть денег государству, а часть откладывать и когда накопит нужную сумму, приватизирует порт за государственные деньги.
Что касается Николаевского глинозёмного завода – крупнейшего в Европе, – ещё в 2000 году его купил «Русал» («Русский алюминий»). Русский холдинг был обязан по условиям приватизации построить завод по выплавке алюминия в Харьковской области. Обязательства не были выполнены. Поговаривают, что НГЗ купили только для того, чтобы убрать конкурента. А в 2017 году его перепродали швейцарской компании Glencore. Что будет с заводом дальше, неизвестно.
Николаевский авиаремонтный завод, процветающий при Союзе, также тихо умирает. В 2016 году с заводом заключили контракты на ремонт трёх Су-24 и одного Ил-76МД. Сегодня завод вместо самолётов изготавливает авиационные стремянки, ёмкости для зерна и несколько хлебных фургонов.
«От всего города веет унылой плесневеющей безнадёгой. Если Припять – это постапокалипсис, то Николаев – это предапокалипсис. Хотите порцию отчаяния и неверия? Садитесь в пародию на «Интерсити» до Херсона и успейте выпрыгнуть во время трёхминутной остановки. Вы не ошиблись – это областной центр и в прошлом почти город-миллионник. Смелее.
Из пригородов можете съездить в Южно-Украинск. Там атомная электростанция стоит. Её «пилят» по-своему, как николаевскую «Зарю», – это ещё одна история успеха», – отмечает журналист.
«Но я уверен, что Николаев все еще можно оживить. Было бы желание. Глобализация – не приговор. Важно выбрать модель и воплотить ее. Но кто будет заниматься реанимацией? Савченко? Порошенко? Фирташ? Совершенно точно возрождение произойдет не в ближайшие год-два. Людям, которые хотели бы вдохнуть жизнь в дряхлеющее тело промышленного центра, сделать это не позволит сама система. Смерти Николаева терпеливо ждут гиены и грифы из разных партий и сословий. Они не позволят романтичному и глупому Айболиту вколоть больному городу витамины и антибиотики.
А там посмотрим. Может быть, для возрождения придется умереть. После чего на месте старого Николаева вырастет нечто новое», – заключает Сегей Лямец.
Жаль, что для возрождения Николаеву, рождённому Российской империей и ставшему одним из судостроительных центров Союза, «придётся умереть» только потому, что украинская независимость оказалась неспособной потянуть Николаев (да и многие другие города и области). Не по Сеньке шапка.
Соб. корр. ФСК