Всё ближе 11 июля – день, когда Польша будет отмечать 75-летие начала Волынской резни. Варшава официально квалифицировала эту трагедию как геноцид польского населения украинскими националистами. Кровавый итог массовых убийств – около 30 000 человек, по самым скромным оценкам. А в начале 2018 года Сейм и Сенат Польши приняли поправки к закону о Польском институте национальной памяти (ПИНП), вводящие уголовное наказание до трёх лет тюрьмы для тех, кто будет отрицать участие украинских националистов в преступлениях против поляков, совершённых в 1925-1950 годах.
Глава украинского МИД Павел Климкин отреагировал на новое законодательство Польши нервно: мол, если поляки хотят запретить Бандеру, то пусть запрещают Пилсудского и Армию Крайову. А 3 марта Климкин совершил демонстративную поездку на траурные мероприятия в селе Павлокома, где в 1945 г. польская самооборона казнила несколько сот украинцев.
Сейчас на польско-украинском «фронте» происходят бои местного значения. Так, в конце апреля в селе Старая Гута в Подкарпатском воеводстве пятеро поляков напали на группу украинцев, приводивших в порядок могилы на униатском кладбище. Нападавшие обвинили украинцев в восстановлении захоронений бандеровцев. Однако это мелочи по сравнению с той информационно-дипломатической канонадой, которая громыхнёт ближе к июлю.
В Польше готовятся к установке 14-метрового памятника, напоминающего о Волынской резне. tvn24.pl
Варшава снова заявит свою принципиальную позицию: с Бандерой Украина в Европу не войдёт. Об этом лидер правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский прямо сказал Петру Порошенко. В то же время из Варшавы то и дело раздаются голоса, предлагающие «майданной» Украине определить себе вместо Степана Бандеры другого кумира – Симона Петлюру.
В ноябре прошлого года президент ПИНП Ярослав Шарек в интервью изданию wpolityce.pl на вопрос, что может объединить поляков и украинцев, ответил очень определённо: 1920 год и Симон Петлюра.
Что это значит? Петлюру и его союз с Пилсудским уже подняли на щит заместитель министра иностранных дел Польши Бартош Цихоцкий и вице-премьер, министр культуры и национального наследия Петр Глинский. В Сейме была устроена выставка «За Вашу и нашу свободу. Союз Пилсудский – Петлюра». Мол, альянс Пилсудского с Петлюрой – пример того, как Польша и Украина могут быть вместе.
О том же пишут и польские СМИ. В феврале авторитетная Rzeczpospolita опубликовала редакционную статью о советско-польской войне и опять напомнила о союзе Пилсудского с Петлюрой против Москвы. А в конце апреля на ту же тему ещё раз высказалась Gazeta Polska Codziennie, назвав союз 1920 года «великим польско-украинским политическим проектом».
После восстановления независимости Польши в 1918 г. Юзеф Пилсудский стал проводником так называемого федеративного проекта. Идея заключалась в том, чтобы расширить сферу влияния Польши на восток за счёт формально независимых, но крепко привязанных к Польше и зависимых от неё государств.
Проект потерпел крах. Литва от союза с Польшей отказалась категорически, даже небольшая группа белорусских националистов предпочла искать поддержку у литовцев. Единственным краткосрочным успехом «федерации Пилсудского» стал заключённый в апреле 1920 года пакт с Петлюрой. Очевидец последовавшего за этим наступления поляков на Украине вспоминал, что после взятия Киева его новые польские хозяева при каждом удобном случае подчёркивали, что они пришли как освободители, что они союзники украинцев (Давид Заславский. «Поляки в Киеве в 1920 году»). И пока Петлюра, фактически подаривший Пилсудскому Украину, отсиживался в Виннице, поляки, хоть и ненадолго, забрали в свои руки реальную власть.
Пилсудский и Петлюра в одном вагоне, 1920 год. istoriya.online
Польский диктатор действовал в духе концепции Междуморья, придуманной задолго до него и сводившейся к тому, что Речь Посполитая должна овладеть пространством от Балтики до Чёрного моря. Имелись планы включения в это гипотетическое территориальное образование Чехии, Словакии, южных славян, но основным «объектом» должны были стать славяне восточные, в первую очередь украинцы и белорусы. Их поглощение польским государством должно было передвинуть границу с Россией далеко на восток, вытеснив русских в Азию. Перед Второй мировой войной в Польше было популярным «Пророчество из Тенгобоже», произнесённое «духом Адама Мицкевича» (во время спиритического сеанса, разумеется). «Дух» пообещал, что скоро начнётся война, после которой победившая Польша восстанет «от моря до моря». Польский обыватель верил этому с такой же охотой, с какой в первые сентябрьские дни 1939 года верил сообщениям своих СМИ о том, что польские самолёты бомбят Берлин.
Сегодня следящие за политкорректностью польские руководители термин «Междуморье» не употребляют, но Анджей Дуда, едва избравшись в 2015 году президентом, заявил, что обдумывает идею создания партнёрского блока от Балтийского до Чёрного и Адриатического морей. О том же рассуждает и лидер ПиС Ярослав Качиньский. Ну а Петлюра как исторический персонаж видится ключом, который поможет «включить» Украину в сферу польского геополитического влияния «от моря до моря».
Кстати, Ярослав Качиньский обмолвился как-то, что проект Междуморья поддерживается Соединёнными Штатами. Несколько дней назад министр национальной обороны Мариуш Блащак ездил в Вашингтон и просил разместить в Польше американскую дивизию в дополнение к уже имеющейся бригадной боевой группе. Дивизию ему не дали, но заверили, что открыты к сотрудничеству.
Американские войска в Польше. Варшава просит ещё. gazetagazeta.com