Премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал первые шаги на новом поприще. После видеоблогов из кабинета, который ранее занимал Серж Саргсян и вертолёта первого лица государства он взялся за кадры. Во-первых, создал для себя администрацию. Во-вторых, предложил президенту Армении уволить руководителей полиции страны и Службы национальной безопасности. И назначил главой полиции Валерия Осипяна, который в Армении снискал себе славу силовика, способного справиться с любым уличным протестом. Знаковое назначение, если учесть, что самого Пашиняна вынесла во власть именно улица. Директором Службы национальной безопасности назначен заместитель начальника ереванского управления ведомства Артур Ванецян – об этом в очередной видеотрансляции на своей странице в Facebook сообщил Никол Пашинян.
Также назначены шестеро членов нового правительства Армении, пятеро из них – соратники революционного премьер-министра из фракции блока «Елк» и партии «Гражданский договор». Министром обороны стал бывший глава МЧС Армении Давид Тоноян.
Между тем следующей целью «бархатных революционеров» стал Тарон Маргарян, ереванский градоначальник. Протестующие требуют его отставки. Прежний лозунг – «Отвергни Сержа» – получил новое звучание. Теперь улица требует «отвергнуть Тарона». Такое развитие революционной активности горячо поддерживает «Елк» и партия «Абрикосовая страна». «После 23 апреля, когда Саргсян подал в отставку, в стране произошли изменения, с которыми РПА должна считаться и сделать для себя соответствующий вывод», – заявил елковец Давид Хажакян корреспонденту «Кавказского узла». По его мнению, требование об отставке Маргаряна должно было быть выдвинуто сразу после того, как пост премьер-министра Армении покинул Серж Саргсян.
Впрочем, на сей раз полного уличного единодушия по поводу мэра Еревана не было. В поддержку Тарона Маргаряна объявил голодовку житель Еревана Араик Сагателян. Голодает он под зданием мэрии, там же, где протестуют революционеры. «Акции против Тарона Маргаряна надоели», – сказал он. Ереванский мэр, по словам Сагателяна, «в отличие от своих предшественников, делает все для процветания города, строит и благоустраивает».
Также в Армении начались освобождения из тюрем тех, кто арестован и отбывает реальные сроки за участие в акциях протеста, случавшихся в последние годы. Вышел на свободу под поручительство новоназначенного первого вице-премьера Армении и одного из депутатов Национального собрания руководитель оппозиционного «Учредительного парламента» Гарегин Чугасзян. Он был задержан 24 апреля, а затем арестован на два месяца. Чугазсян обвиняется в подготовке массовых беспорядков в Армении. Другие обвиняемые по этому делу были приговорены к заключению сроком от 2 до 10,5 лет. Представители новой власти дали гарантии, что Чугазсян, «находясь на свободе, проявит надлежащее поведение и не будет уклоняться от исполнения процессуальных обязанностей, являясь по вызову следствия».
В тот же день он присоединился к уличным акциям протеста с требованием освободить всех членов отряда «Сасна Црер», которые в 2016 году напали на полк полиции с оружием и удерживали полицейских в заложниках две недели – с 17 по 13 июля. Один полицейский тогда был убит, ещё двое получили ранения. Ответственность за нападение взял на себя «Учредительный парламент». В поддержку бунтовщиков тогда вышли на улицы Еревана около 10 тысяч человек. 31 июля поздно вечером вооружённые мятежники сдались полиции.
Сторонники «Сасна Црер» блокировали проспект Аршакуняц в Ереване 11 мая. В этот день суд отказался изменить меру пресечения 11 мятежникам.
Вечером того же дня Гарегин Чугасзян уговорил протестующих освободить проезжую часть и приступить к разработке дальнейших планов. «Сегодня мы стали свидетелями подхода новой власти на примере моего освобождения из тюрьмы, и мы видим позицию старой власти в лице судьи, который отказался освободить членов «Сасна Црер». Это саботаж, но будьте уверены, он будет преодолен как под давлением сверху, так и под давлением народа», – заявил Чугасзян. «Бархатная революция», которую Никол Пашинян предлагает называть «революцией любви», открыла дверь в новую Армению, где давление улицы становится решающим фактором. Воодушевлённые победой революционеры не останавливаются – они не удовлетворились отставкой Сержа Саргсяна (с чего всё и началось): потом захотели «народного премьер-министра» Никола Пашиняна, потом – капитуляции республиканцев, потом – смены руководителя вуза в Гюмри, потом – отставки мэра Еревана, теперь хотят не только освобождения участников группы «Сасна Црер», но и судьи им не по нраву. И хотя Никол Пашинян не устаёт на публику повторять, что «страница ненависти закрыта» и никакой мести не будет, на деле ситуация очень близка к красной черте, за которой начинается давление на представителей городской, судейской, административной – любой! – власти только по причине того, что на улицу выходит «армия любви» – толпа, которой не нравится судья, ректор, депутат или мэр города. Ясно, что бывшая оппозиция заинтересована в том, чтобы улица не остыла, по крайней мере сейчас, когда стоит задача взять как можно больше власти.
«…То, что мы имеем сейчас, с юридической точки зрения – непонятная модель, когда мы имеем парламентское большинство, вместе с этим имеем премьера, который представляет меньшинство, что таит в себе множество опасностей. Получается, когда решение парламентского большинства не будет устраивать премьера меньшинства и правительство, они должны выводить людей на улицы и оказать давление на депутатов, чтобы те голосовали вопреки своей воли. Это что угодно, только не демократия», – прокомментировал происходящее в Армении бывший уже глава оборонного ведомства Виген Саркисян. Пашиняну он предложил выход: «Может показаться немного экстремально, но в моем понимании более предпочтительно в такой ситуации честно сказать, что парламент ничего не представляет, провозгласить себя диктатором и принимать решения на площади. Спрашивать у народа, как он проголосует за то или иное решение, и, принимая во внимание голосование народа, принимать законы, решения, пока не сформируется новый парламент. Такого опыта в мире очень много, и он работал».
Соб. корр. ФСК