Трансформация лозунга президента США Трампа «Америка прежде всего» от идеалистического «наведём порядок у себя дома» к реалистическому «будем первыми во всех регионах мира» – это и есть специфика переживаемого исторического момента.
И в Европе, и в Азии, пишет Nikkei Asian Review, США остаются главной военно-политической силой, активно используемой Белым домом для извлечения прибыли. Однако предстоящее десятилетие принесёт большие перемены в отношениях между Америкой, Европой и Азией. Фундаментальные изменения, связанные с разбеганием интересов США и Евросоюза, ещё не означают распада трансатлантического содружества, но уже пометили конфликтные зоны: Китай, Иран, на подходе Европа. И антироссийская риторика, прежде объединявшая Запад, больше не отражает единства взглядов в натиске на Восток.
Аналитики сиднейского Lowy Institute попробовали составить мировую табель о рангах, наделив США максимумом баллов – 85. Расчёт политического веса каждой из 25 ведущих стран делался с учётом 114 показателей, включая ВВП, стоимость прямых иностранных инвестиций, арсенал оружия, участие в совместных армейских манёврах, наличие соглашений о свободной торговле и даже число иностранных студентов.
Вторым в этой табели о рангах значится Китай, уступивший Соединённым Штатам менее 10 баллов. Япония (43,1 балла) и Индия (41,5) оказались на ступеньках, вдвое более низких, чем лидеры мировой политики. А за ними следует Россия, Австралия, Южная Корея, Сингапур.
Не надо удивляться, что Германии, Франции и других европейских стран здесь нет: во-первых, начался запущенный «младоевропейцами» процесс деструктуризации ЕС, во-вторых, всё осложняется попытками США переоформить к собственной выгоде свои связи с внешним миром. Это последнее обстоятельство является следствием осознания администрацией Трампа нарастающей неустойчивости мировой пирамиды власти. Перед набирающей политический и экономический вес Азией открываются возможности, которых новая история ещё не знала. Отсюда и взвинченные нотки во внешней политике президента США, объявившего миру, что «Америка прежде всего».
Изменения в Азии нарастают очень быстро. «Конкуренция между США и Китаем будет самым важным моментом в предстоящие годы, – считает Nikkei Asian Review. – США могут потерять свои преимущества…» По уровню ВВП, числу работоспособного населения и росту военных расходов к 2030 году Китай значительно обойдёт США.
Под знаменем America first сложно не только набрать новых союзников, но и сохранить старых. Любые, даже ограниченные военные действия, скажем в Южно-Китайском море, блокируют маршруты, по которым сегодня идёт третья часть мировой торговли. Под вопросом оказалась способность Белого дома этим регионом управлять. И Северная Корея – не щелчок по носу, а вызов. В середине недели Трамп вышел из ядерного соглашения (JCPOA) с Ираном, хотя ведущие лидеры Евросоюза Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон просили его этого не делать. Одна за другой лопаются связи Вашингтона с богатейшим нефтегазовым регионом мира – Ближним Востоком. Что бы ни писали американские СМИ о возвращении к высотам нефтедобычи в США, американцы потребляют 20,7 миллиона баррелей нефти в день – в три раза больше, чем добывают сами, и протянут они на собственной добыче не более двух недель. Поэтому не через «шестёрку» (США, Россия, КНР, Великобритания, Франция плюс Германия), а напрямую из Вашингтона собирается Трамп управлять Ираном. Однако такая «игра в монополию» в китайском подбрюшье не может быть долгой.
Более чем в любом ином регионе мира Вашингтон наращивает военную силу в Европе. Семь американских военных баз, 13 гарнизонов от Нидерландов до Италии, в них 60 тысяч солдат, 6-й флот в Средиземном море, а командующий Европейскими вооружёнными силами США – ещё и Верховный главнокомандующий Объединёнными вооруженными силами НАТО в Европе. Однако Трамп чувствует, как колеблется атлантическая пирамида, опирающаяся на Старый Свет…
Канадская Global Research пишет: в минувшее воскресенье начальник военно-морских операций США адмирал Джон Ричардсон (John Richardson) заявил о том, что расформированный в 2011 году американский Второй флот сейчас возрождается. Он будет «контролировать 6700 тысяч квадратных миль Атлантики от Северного полюса до Карибского моря и от восточного побережья США до середины Атлантики… Национальная стратегия обороны ясно определяет, что мы возвращаемся во времена конкуренции великих держав… И стратегия считает первоочередной задачей противодействие России. Вот почему мы восстанавливаем 2-й флот, чтобы соответствовать этим изменениям, в частности в северной Атлантике», – поясняет адмирал Ричардсон. Американский авианосец «Гарри Трумэн» в сопровождении четырёх ракетных эсминцев уже вошёл в воды Средиземного моря. Скоро к ним добавятся ещё два эсминца, и этот флот будет нести около 1 тысячи крылатых ракет. «Размещение американского флота в Средиземном море есть часть общего укрепления американских вооруженных сил в Европе», – пишет Global Research. А чтобы европейцы спали спокойнее, в Вашингтоне хорошо поставленным голосом поют о «противодействии России»…
Европа, возможно, и сумеет спать спокойно, но беда состоит в том, что начавшийся слом международных институтов может обрушить баланс между войной и миром не только в международной торговле, где после введения Америкой санкций против ряда стран и односторонних протекционистских мер это уже произошло.