Накануне предвыборной кампании 2019 года на Украине приобретает актуальность тема крымско-татарской автономии в том формате, принять который пятый год пытается склонить Киев меджлис крымско-татарского народа (МКТН). Идея меджлиса такова: законодательно присоединить к Крыму Херсонскую область или её часть и объявить эту территорию автономной республикой крымских татар под внутренним управлением меджлиса, под внешним – Турции и США.
Лидеры МКТН – Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев, заседающие в украинском парламенте, Ленур Ислямов, глава «правительства в изгнании», – видят себя во главе нового крымско-татарского халифата, на бумаге раскинувшегося от Высокополья на севере Херсонской области до Фороса на ЮБК. Фактически меджлису хватило бы и юга Херсонщины, имеющего выход к Азовскому и Чёрному морям, а через них – к Турции, Балканам, Грузии, а также к российскому Южному федеральному округу, включающему Крым. По территории Херсонской области протекает Днепр, здесь есть порты – Херсон и Скадовск, железные дороги и автотрассы, аэропорт…
Заполучить Херсонщину в управление – первоочередная цель меджлиса. Крымско-татарская автономия открывает широкие перспективы в плане создания в непосредственной близости от границ России опорной территории для подготовки боевиков и смертников и переброски их в различные точки мира. В случае создания автономии она будет подчиняться Киеву лишь формально, всё окажется в руках МКТН. Будут легализованы экстремистские военизированные подразделения вроде батальона им. Номана Челебиджихана, более известного как «Аскер». «Нам будет достаточно приказа Мустафы Джемилева, чтобы зайти в Крым. Мы знаем, как зайти в Крым, более того мы уже в Крыму. Мы на определённые вещи готовы», – заявлял ранее «отец-основатель» этой парамилитарной группировки Ленур Ислямов. Тренировались боевики-исламисты на местном населении Херсонской области: занимались грабежами и разбоями перед заявленным Ислямовым походом на Крым. В феврале 2017 года дело закончилось перестрелкой с украинскими военными: по сообщению ВСУ, «максимально вооруженные представители незаконного вооруженного формирования» первоначально сами прибыли на позиции одного из военных подразделений». В это же время Рефат Чубаров заявил, что это военнослужащие ВСУ вторглись на базу батальона «Аскер». Как было на самом деле, знают только непосредственные участники событий, но внезапно на базе обнаружился целый склад нелегального вооружения: автоматы Калашникова, гранатомёты, пулемёты, взрывчатка, не говоря уже о патронах и гранатах. При попытке вывезти оружие и взрывчатку с территории базы меджлисовского батальона боевики «Аскера» пытались заблокировать дорогу и устроить разборки с военными. Позже стороны «помирились», от министерства обороны даже поступило предложение зачислить аскеровцев в состав морской пехоты (!) ВСУ, но те отказались. На том бы скандал и потух, если бы общественники не раскопали сведения, согласно которым киевские лидеры меджлиса якобы жаловались СБУ на плохую управляемость батальона, а в штабе АТО готовились к обострению обстановки в Херсонской области из-за роста сепаратизма в связи с идеей автономии. ВСУ также стали известны планы «Аскера» захватить военные склады с оружием. Давление на Киев с целью скорейшего создания автономии аскеровцы намеревались развить угрозами диверсий на территории Украины, в частности на Запорожской АЭС и Каховском водохранилище. Ещё в 2016 году сбежавшие в Крым из батальона боевики дали показания, свидетельствующие о том, что меджлисовская группировка нацелена на противостояние с Киевом.
О том, что ситуация на границе с Крымом выходит из-под контроля украинских властей, вновь заговорили уже в 2018 году. В марте вспыхнул скандал между местными таксистами и меджлисовскими боевиками – те хотели отжать бизнес у перевозчиков. Дошло и до открытой перепалки с «Азовом» (!). Ленур Ислямов пригрозил украинской власти протестами, если не будут проголосованы изменения в конституцию о крымско-татарской автономии. В ответ один из командиров «Азова» – Игорь Криворучко – заявил: «Крымско-татарский батальон Ислямова "Аскер" – это этническая маргинальная банда гопников, которые занимаются криминалом в Херсонской области и к войне с Россией не имеют никакого отношения». Меджлис он охарактеризовал как «диверсионное партизанское движение».
Всё это означает, что вооружённым бандам меджлиса придётся воевать с ситуативными подельниками – украинскими националистическими батальонами, ярыми противниками какой-либо легализации крымско-татарской автономии. Украинские наци, имевшие дела с аскеровцами, понимают, что план меджлиса угрожает всей Украине: случись автономия на уровне закона, меджлис возьмёт всю власть в Херсонской области или в той её части, которая имеет выход к морям. Решение каждый год откладывается, но теперь кормить меджлис обещаниями долго не выйдет: впереди предвыборная встряска, давление на Порошенко усилится в разы. В пользу идеи крымско-татарской автономии играет принятое в 2016 году парламентом Украины (233 голоса за) постановление с рекомендациями президенту изменить статус Крыма, переименовав его в крымско-татарскую автономную республику, а заодно лишить Севастополь специального статуса.
Но этого меджлису мало. Чубарову, Джемилеву, Ислямову нужна территория, которой они имели бы возможность управлять здесь и сейчас.
Крым недосягаем, бандиты, отнимающие у херсонских таксистов бизнес, а у фермеров – огурцы, не пойдут воевать за автономию на российском полуострове. То ли дело Херсонщина! Здесь, считают меджлисовцы, можно Киев «додавить», особенно в период выборной лихорадки. Тем более что Порошенко не раз обещал узаконить автономию, даже комиссию создал в 2017 году для изменения конституции. Планировалось, что будет подготовлен отдельный законопроект, чтобы пришлось искать в парламенте не 300 необходимых голосов, а 226. Рефат Чубаров заявлял, что этот сценарий будет реализован до лета 2018 года. Пока что, однако, в Киеве боятся «парада суверенитетов» – ведь вслед за меджлисом автономии захотят венгры Закарпатья, русский Юго-Восток, русины с молдаванами. Конечно, можно выборочно признать одни народы Украины коренными, а другие – нет, но это уже не пройдёт.
…В июле украинские депутаты разошлись на каникулы, а там начнётся предвыборная гонка, и станут возможны любые решения, включая безумные. Ради сохранения власти украинские политики готовы жертвовать и территориями, и населением. А деятели меджлиса в мутной воде выборов сумеют укрепить вооружённые банды на Херсонщине, не дожидаясь дарственной из Киева.
Меджлис крымско-татарского народа* – запрещённая в России экстремистская организация.