Обвинения, предъявленные 27 июля генеральному секретарю ОДКБ, гражданину Республики Армении генерал-полковнику Юрию Хачатурову, являются сугубо внутриармянским делом. По крайней мере, так считают сторонники нынешней армянской власти во главе с премьер-министром Николом Пашиняном, похоже, всерьёз взявшейся за дело о событиях 1 марта 2008 года. Речь идёт об одном из наиболее драматических эпизодов постсоветской истории Армении: после февральских президентских выборов сторонники его основного конкурента, первого президента Левона Тер-Петросяна (среди которых выделялся своей активностью Никол Пашинян) потребовали пересчёта голосов и проведения второго тура. Обстановка накалялась, и действующий глава государства Роберт Кочарян подписал тогда указ о введении в Ереване чрезвычайного положения. В результате массовых беспорядков в центре Еревана были убиты 10 человек и ещё более двухсот ранены.
Долгие годы следствие по данному делу практически не велось, однако массовые акции протеста в минувшем апреле и утверждение Пашиняна на посту главы армянского правительства привели к смене руководства правоохранительных органов, включая специальную следственную службу. Её руководителем стал Сасун Хачатрян – родной брат председателя местного совета директоров Фонда Сороса Давида Хачатряна. «Некоторые видят в этом подтверждение того тезиса, что Фонд Сороса сыграл большую роль во время последних событий в Армении», – замечает издание «Грапарак».
Наиболее резонансным стало решение о взятии под стражу сроком на два месяца второго президента Армении Роберта Кочаряна (1998-2008 гг.), который быстро превратился из свидетеля по делу о событиях 1 марта 2008 года в обвиняемого, причём по серьёзной статье (свержение конституционного строя по предварительному сговору с группой лиц), предусматривающей от 10 до 15 лет лишения свободы. Разумеется, сам он никакой вины за собой не признаёт, указывая на политически мотивированный характер дела.
Накануне ареста в интервью телеканалу «Еркир Медиа» второй президент назвал предъявляемые ему обвинения «правовым сюрреализмом» и опасным явлением. И добавил, имея в виду неурегулированный нагорнокарабахский конфликт: «Мой арест станет подарком Азербайджану». Действительно, в деятельности второго президента Армении немало «тёмных пятен», но помещать их в вывернутый наизнанку геополитический контекст, называя Кочаряна, как это делают некоторые ангажированные СМИ, «пророссийским» (а не «многовекторным») политиком, вряд ли уместно. Достаточно сказать, что именно в первой половине 2000-х годов министр иностранных дел Армении, потомок ювелиров Алеппо с дипломом Флэтчеровской школы Вардан Осканян последовательно продвигал на внешнеполитической арене так называемый комплементарный курс.
Что же касается Юрия Хачатурова, ставшего в 2017 году генеральным секретарём ОДКБ, то 10 лет назад он был заместителем министра обороны Армении – командующим Ереванским гарнизоном, а затем стал начальником Генерального штаба Вооружённых Сил Армении (2008-2016 гг.). Поздним вечером 27 июля суд Еревана первой инстанции освободил его под залог в 5 миллионов драмов (чуть более 10 тысяч долларов). Одновременно Ереван предложил партнёрам по ОДКБ начать процедуру смены генерального секретаря организации, о чём известил через СМИ и социальные сети пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. Состоялись телефонные разговоры министров иностранных дел России и Армении, а также находившегося в Санкт-Петербурге на «правительственном» саммите ЕАЭС Никола Пашиняна с Александром Лукашенко.
В ходе разговора Сергея Лаврова с Зограбом Мнацаканяном последнему «было указано, что в соответствии с правилами процедуры ОДКБ именно армянская сторона должна официально инициировать отзыв своего гражданина с поста Генерального секретаря ОДКБ, если решение о таком отзыве было принято в Ереване». Более того, неназванный дипломатический источник в Москве ответил Еревану не без доли раздражения: «Сегодня МИД Армении озвучил удивляющее своим непрофессионализмом предложение странам – членам ОДКБ "начать процесс замены генсека организации". Слышать подобные заявления тем более странно, что произошедшие в Армении перемены не отразились на коллективе внешнеполитического ведомства, которое ещё недавно и представило ОДКБ кандидатуру Хачатурова и, самое главное, отлично знает процедуру, согласно которой именно Армения должна запустить процесс отзыва генерального секретаря, являющегося представителем этого государства». Московский источник подчеркнул, что Ереван должен сам направить в ОДКБ письменное уведомление; это позволит запустить процедуру прекращения полномочий генсека, но не его «замены».
Секретариат ОДКБ пока не располагает информацией об обвинениях в отношении Юрия Хачатурова, заявил пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов. Можно предположить, что сугубо процедурный вопрос будет в конечном итоге урегулирован, но некоторые обстоятельства начавшегося расследования дела о событиях 1 марта порождают вопросы. Нет сомнения в том, что Никол Пашинян, объявленный по этому делу в розыск и отсидевший в 2010-2011 гг. часть присуждённого ему судом семилетнего срока, лично заинтересован найти виновников гибели десяти человек. Помимо второго президента и отпущенного под залог Хачатурова заочно арестован также тогдашний министр обороны Микаэл Арутюнян, однако некоторые лица, прямо причастные к силовому разгону сторонников Тер-Петросяна, остаются пока вне фокуса внимания следственных органов; это, к примеру, тогдашний командующий внутренними войсками Григор Григорян и начальник полиции Айк Арутюнян. Да и третий президент Серж Саргсян, эстафету власти которому передавал в 2008 году Роберт Кочарян, находится на одном из средиземноморских островов, а о его вызове на допрос в специальную следственную службу ничего не известно. Не следует забывать также, что 1 марта 2008 года действия по крайней мере части демонстрантов, отнюдь не были образцом джентльменского поведения.
Обвинение, предъявленное действующему международному чиновнику в конкретных обстоятельствах, с политической точки зрения является опрометчивым шагом, способным спровоцировать дополнительные проблемы и вряд ли способствующим укреплению российско-армянских отношений. Подчеркнём: дело вовсе не в фигуре господина Хачатурова, его причастности либо непричастности к тем или иным событиям. «Это было бы внутренним делом Армении, если бы этот человек не имел определенный статус. Если руководство Армении хотело бы на самом деле решить эту проблему, то перед тем, как возбуждать уголовное дело и предъявлять обвинение, наверное, обсудило бы этот вопрос с Российской Федерацией. А сейчас получается, что возбуждается уголовное дело против генерального секретаря ОДКБ, при этом в условиях, когда Казахстан, например, по проблеме Нагорного Карабаха поддерживает Азербайджан. В ОДКБ и так много проблем, а армянское руководство пытается создать для России дополнительные проблемы», – отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев. Конечно, российская сторона, приложившая для назначения Хачатурова некоторые усилия, переживёт его уход, но в любом случае взаимопонимания в российско-армянских отношениях это не прибавит.
В многочисленных интервью и прямых эфирах премьер-министр Армении подчёркивает необходимость выстраивания отношений с внешними партнёрами (не только с Россией, но также с Соединёнными Штатами и европейскими странами) без недоговорённостей и «тёмных углов», как и то, что все вопросы обсуждаются с главой российского государства «прямо и искренне». В очередной раз он рассказал об этом после заседания Евразийского межправительственного совета в Санкт-Петербурге в ходе встречи с Дмитрием Медведевым: «Я думаю, что в наших отношениях – и в рамках ЕАЭС, и в двусторонних – очень полезны эти встречи, чтобы обсуждать вопросы того, как поднять на новый уровень наши отношения. Я думаю, что и Москва, и Ереван искренне в этом заинтересованы, и я рад тому, что в течение последних двух с половиной месяцев я имел неоднократную возможность обсудить все эти вопросы. Для меня очевидно, что наши отношения развиваются очень продуктивно и эффективно, и у меня практически нет сомнений, что этот дух не только продолжится, но и станет более эффективным».
Не приходится сомневаться, что российская сторона такой подход полностью разделяет, не исключая разные сценарии дальнейшего развития двусторонних отношений, в том числе и частичное либо даже полное свёртывание российского военного присутствия на армянской территории. Насколько это соотносится с интересами самой Армении и насколько вяжется с уверенностью Никола Пашиняна в том, что «у России есть все рычаги, все возможности, чтобы не допустить войну», – вопрос отдельный.
В преддверии парламентских выборов, точная дата которых пока неизвестна, при отсутствии чёткой экономической программы и неизбежном угасании эйфории по поводу громких антикоррупционных акций действующей власти необходимы эффектные шаги по поддержанию своей популярности. Однако последствия их могут быть неоднозначны ввиду недостаточного уровня профессионализма многих членов правящей команды. Так, недавний визит вице-премьера Арарата Мирзояна в США был охарактеризован некоторыми наблюдателями как провальный, снизивший уровень восприятия Армении как государства, чем не преминут воспользоваться её оппоненты в регионе.
В связи с этим остаётся лишь выразить надежду, что российско-армянские отношения, в том числе в рамках ЕАЭС и ОДКБ, не окажутся заложниками организационного хаоса и непрофессионализма, чреватых шараханьями и ненужными сюрпризами. Сбудется ли эта надежда – пока непонятно.