Дмитрий Козак – специальный представитель президента РФ в Молдове.

Россия укрепляет отношения с Молдовой Козаком и Патрушевым

В Приднестровье же заявляют, что единственный путь урегулирования конфликта – признание республики

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Начало

Июль – знаковый для Молдовы месяц не только в связи с определением даты парламентских выборов. В июле произошло ещё одно событие – вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Козак назначен специальным представителем российского президента по развитию экономических и торговых отношений с Республикой Молдова (РМ). Соответствующий указ был подписан Владимиром Путиным 11 июля. «Надеюсь, что с его опытом он сможет существенным образом продвинуть наше взаимодействие», – сказал Путин о Козаке.

«Меморандум Козака»: то, чего не случилось

Козака в Молдове хорошо помнят по событиям 15-летней давности. В 2003 году он разработал план урегулирования приднестровского конфликта путём создания федерации. Именно такое государственное устройство было призвано окончательно решить вопрос о реинтеграции Приднестровья в Молдову. Как субъект федерации ПМР обретала самые широкие права: собственные органы власти, собственное законодательство, государственную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему, а также собственную символику и другие атрибуты автономного статуса. Такими же правами наделялась автономная территориальная область (АТО) Гагаузия. 

Субъекты федерации, кроме того, получали возможность на основе референдума выходить из состава государства в случае утраты суверенитета Молдавии – это являлось гарантией того, что поглощение её Румынией исключается: территории, население которых выступало против унири, согласно «меморандуму Козака», не могли быть переданы в состав другого государства на основе решений только центральных органов власти. Поползновения унионистов сдерживались особым статусом ПМР и Гагаузии. Гарантами меморандума по задумке должны были выступать ОБСЕ, Россия и Украина. До полной демилитаризации Молдовы на её территории планировалось оставить до 2020 года  миротворческие силы РФ без тяжёлого вооружения в количестве не более 2000 человек.

Всё бы хорошо, но бывший президент РМ Владимир Воронин в ночь на 25 ноября 2003 года неожиданно отказался от подписания меморандума – главной причиной этого послужило то, что документ не получил поддержки Запада. Одобрения на тот момент Украины и Казахстана президенту РМ было недостаточно: в его глазах за «меморандум Козака» должны были высказаться и США, и ЕС, и ОБСЕ с ООН. А когда стало ясно, что этого не будет никогда, Воронин своей подписи под документом не поставил. Сейчас с уверенностью можно сказать, что этот шаг бывшего молдавского президента, во-первых, на долгие годы лишил Молдову шанса урегулировать приднестровский конфликт и, во-вторых, создать государство, интересы всех граждан которого были бы учтены. 

В 2005 году бывший президент Украины Виктор Ющенко предложил Молдове альтернативный план решения приднестровского вопроса, который не предусматривал никакой федерации и никакого особого статуса для ПМР, зато определял смену формата миротворческой миссии и «демократизацию» мятежного региона через организацию выборов под присмотром Запада. НАТО поддержала украинский план; кроме того, в согласии с предложениями Ющенко бывший глава молдавского государства выступил за то, чтобы «военных миротворцев заменить на гражданских наблюдателей от ОБСЕ», иначе говоря, выйти из соглашения 1992 года и вытеснить из ПМР российский контингент. 

День сегодняшний: Додон надеется на выборы, Плахотнюк – на США

Прошло 15 лет. А с момента войны в Приднестровье – 26. Сейчас проблему приднестровского урегулирования действующий президент Молдовы Игорь Додон предлагает решать после февральских (2019) выборов в парламент. Между тем новый формат молдавской власти пока не очень прорисовывается: население расколото в политических симпатиях между социалистами и унионистами, а административный и финансовый ресурс находится в руках Плахотнюка, что ставит результат будущих выборов в зависимость от его личных планов на власть. 

Плахотнюк настойчиво ищет поддержку на Западе: он постоянно летает в США, туда же устремляются представители правительства и руководители парламента просить помощи «в обеспечении западного курса Республики Молдова». Самостоятельно Плахотнюк западный курс Молдовы обеспечить не в состоянии – большая часть населения РМ смотрит в сторону России, а не на Запад. Поэтому люди Плахотнюка используют вопрос о приднестровском урегулировании, но только не так, чтобы Молдова обеспечила Приднестровью особый статус и гарантии безопасности, а так, чтобы вытеснить российский миротворческий контингент из ПМР и изменить состав миссии, как когда-то предлагал Ющенко. Одновременно в ООН  проталкивается резолюция по Приднестровью, подрывающая соглашения 1992 года. 

Один из последних шагов «владельца Молдовы» по укреплению связей с Вашингтоном – назначение Кристины Балан, ближайшей соратницы Влада Плахотнюка, послом Молдовы в Соединённых Штатах. Начало её работы послом сразу же было отмечено скандалом – статьёй на сайте Атлантического совета США. В небольшой публикации из 12 абзацев слово «Russia» Балан употребила 9 раз – в связи с «российской угрозой», разумеется. Молдавский посол принялась уверять Атлантический совет в том, что «у пророссийской партии социалистов, за которой строит президент России Владимир Путин, хорошие шансы выиграть выборы, если только наши партнёры не усилят поддержку прозападных партий правящей в Молдове коалиции». Именно так:  молдавский посол в США предлагает американцам вмешаться в парламентские выборы в Молдове, утверждая, что страны Восточной Европы смотрят на США, как на «путеводный маяк» и «сияющий град на холме».

Госпожа Балан – это голос Плахотнюка, рассказывающий  о «растущем давлении и дестабилизирующих угрозах России, которая хочет, чтобы… Молдова вернулась к Российской империи». Игорь Додон, комментируя литературное творчество Балан, растиражированное молдавскими СМИ, предположил, что «госпожа посол еще не осознала, для чего поехала в США». Осталось добавить, что публикация статьи о США как маяке для Молдовы совпала с визитом за океан самого Плахотнюка и спикера парламента Андриана Канду, который тоже в команде хозяина молдавского государства.

Назначение Козака: как это видится из Молдовы и Приднестровья

На этом фоне назначение Дмитрия Козака российским спецпредставителем в Молдове было воспринято окружением молдавского олигарха с явной опаской. Господин Канду высказался очень осторожно, увидев тут некое «послание», отправленное Кишинёву Москвой. «Конечно же, Козак обладает внушительным авторитетом и опытом. И всё же вряд ли стоит ждать лёгких решений, учитывая наш досадный опыт с меморандумом Козака», – заявил Канду. При этом он выразил надежду, что Дмитрий Козак займётся «именно налаживанием торгово-экономических отношений» России с Молдовой, а не урегулированием приднестровского вопроса.

Игорь Додон так оценивает действия Москвы на молдавском направлении: «Впервые за последние годы был назначен спецпредставитель президента Российской Федерации по отношениям с Республикой Молдовой, не с Приднестровьем – это очень важно для нас. В такой формулировке Приднестровье не рассматривается в отдельности от Молдовы, мы единая страна. Дмитрий Козак – профессионал, нам предстоит обсудить, какие действия мы предпримем в двухсторонних отношениях. Естественно, отдельная тема – решение приднестровского вопроса». Додон, находясь 30 июля с однодневным визитом в российском Волгодонске, предположил, что отношения Молдовы с Россией выйдут на новый уровень только после выборов 2019 года, когда «после правления демократов левая партия может взять парламентское большинство».

В Приднестровье, однако, считают, что сегодня «план Козака» реализовать невозможно, «он уже не соответствует ни конституции, ни законам, ни подзаконным нормативным документам той же Молдовы». В этом убеждён президент ПМР Вадим Красносельский. По его словам, на сегодняшний день способ урегулировать приднестровский конфликт единственный – признание Приднестровья Молдовой в качестве независимой республики, дальнейшая цель которой – интеграция в Российскую Федерацию. «Мы хотим восстановить историческую справедливость, которая была утрачена после распада Советского Союза. Быть в единстве с Россией. Каким будет это единство — время покажет. На сегодняшний день я вижу единство экономическое, культурное, гуманитарное и миротворческое. А за ним, может быть, наступит и политическое», – сказал Красносельский в интервью «Известиям». Он же обозначил и позицию ПМР по присутствию российских военных на Днестре: «У нас 26 лет нет войны. Российский миротворец доказал свою эффективность, сохраняя мир в регионе. Поэтому мир и российское присутствие на берегах Днестра – это слова-синонимы. Нельзя одно представить без другого… Пока российский миротворец на приднестровской земле – войны не будет».

Что касается экспертного сообщества Молдовы, назначение Дмитрия Козака пока что комментируется на уровне домыслов с разбросом мнений  от «российских войск на левом берегу» до скорой федерализации молдавского государства. Выделить из этого хора можно разве что эксперта по экономической политике IDIS Viitorul Вячеслава Ионицэ: он заявил, что «для Республики Молдова наступает сложный, но в то же время понятный период взаимоотношений с РФ, если мы, конечно, примем протянутую руку». Ионицэ назвал шесть основных вопросов, отвечая на которые Молдова «должна чётко определить для себя, чего она ждёт от взаимоотношений с Российской Федерацией: это газ, наши мигранты в России, экспорт, Приднестровье, инвестиции и позиция Республики Молдова на международной арене». 

Параллельно назначению Дмитрия Козака состоялись ещё два назначения: нового посла России в Молдове (им стал Олег Васнецов) и сопредседателя молдавско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев). По мнению Ионицэ, в том, что Россия обновляет отношения с Молдовой через новых представителей по торгово-экономическим вопросам, – безусловный плюс. «…Это гораздо лучше, чем тот хаос, что был при Рогозине», – говорит эксперт, призывая не забывать, что у Молдовы «целый пласт экономики по-прежнему завязан на России».

 (Окончание следует)