Почти две недели в Польше шумно отмечали 98-летие Варшавской битвы. Дата не «круглая», но в ноябре 2018 года – 100-летний юбилей восстановления независимости Польши, и для польских властей годовщина приобрела особое значение. Торжества были обширными и сопровождались мощной пропагандистской кампанией. В головы обывателей вколачивались несколько тезисов:
Польша спасла Европу;
Польша – неотъемлемая часть Европы;
Пилсудский – гений;
Большевики – варвары, чума европейского человечества.
В этой кампании приняли участие политики высшего звена, представители интеллигенции, католическое духовенство. Вот типичные высказывания, характеризующие взбудораженную общественную атмосферу этих дней:
Ян Жарынь, профессор, историк, сенатор от правящей партии «Право и справедливость»: «Красная армия должна была прийти и растоптать Варшаву. Преимущество большевистской стороны было настолько подавляющим, что Запад уже готовился к миру или перемирию. То, что этого не случилось, несомненно, связано с Божьим провидением»;
Антоний Мацеревич, до недавнего времени министр национальной обороны: «Варшавская битва, «чудо на Висле», не только спасла независимую Польшу, но и спасла остальную Европу от большевистского нашествия. Героизм польских солдат, противостоявших превосходящим силам, был необычайным. Слава им, слава Пресвятой Деве Марии за заступничество»;
Богдан Урбанковский, поэт, драматург, философ, автор книг о Пилсудском: «У Юзефа Пилсудского было все, что присуще великим людям»;
Вацлав Депо, архиепископ Ченстоховский: «День 15 августа 1920 года глубоко вписан не только в историю нашего Отечества – это был переломный момент в защите европейской цивилизации, в которой мы живем несколько поколений. Не все признают, что этот день и последующие события были чудом военного дела, случившимся благодаря Победоносной Марии и благодаря чуду единства поляков…»
К воспеванию «чуда на Висле» привлекли даже голливудскую звезду Лиама Нисона, и этот актёр родом из Северной Ирландии прочувственно рассказал о спасении Европы и о «первой великой победе свободного мира над коммунизмом». Менее чем за неделю двухминутный ролик с Нисоном набрал более полумиллиона просмотров. А ведь это не клип популярной группы и не трейлер голливудского блокбастера!
Анджей Дуда принимает парад в честь победы над «варварами». bbn.gov.pl
По случаю годовщины «чуда на Висле» в Варшаве состоялся военный парад в честь Дня Войска Польского. В газетах писали, что таких парадов столица не видала со времён Ярузельского. Было всё: танки, самолёты, артиллерийские системы, даже спецназ на багги. Участвовало в параде подразделение армии США; состоялся марш реконструкторов, представлявших польское воинство от Средних веков до середины XX века.
Выступивший перед началом парада президент Анджей Дуда распространялся о «красной заразе», остановленной поляками в 1920 году, и воспевал польско-американское братство по оружию, которое, по его словам, старше самой Декларации независимости США.
Идут американские братья. warspot.ru
После главы государства речь держал министр обороны Мариуш Блащак, вспомнивший о тех, кто остановил «большевистское нашествие» и заявивший, что сегодня польским солдатам нужен «дух 1920 года и стратегия того же уровня, что у маршала Юзефа Пилсудского».
Не была забыта во время празднования и Украина. Так, популярный журналист Павел Смоленский обвинил «Право и справедливость» в том, что её деятели пытаются вымарать участие украинцев в победе 1920 года.
И действительно: на официальном уровне тема украинского «союзника» звучит всё глуше. Ещё год назад на парад приезжал украинский министр обороны Полторак, а сейчас, хотя и планировалось, что три бывших президента – Квасневский, Коморовский и Ющенко – соберутся в Варшаве и возложат цветы на могилы петлюровских солдат, на кладбище пришёл один Коморовский в сопровождении украинского посла Дещицы. Изображая скорбь, они приняли участие в церемонии, которая и в польских, и в украинских СМИ осталась незамеченной.
Уровень официального представительства был низким: средней руки чиновники варшавской мэрии и вице-маршалок Варминско-Мазурского воеводства Мирон Сыч. Что касается Сыча, то это активист-украинец, поэтому он тут не в счёт.
Трое с каменными лицами – Сыч, Дещица и Коморовский (слева направо). nasze-slowo.pl
Важно, что польские торжества по случаю одоления «красной заразы» были распространены на земли Украины – те самые земли, которые поляки считают «своими». В селе Задворье, недалеко от Львова, провели масштабное мероприятие с военным оркестром, почётным караулом, ветеранами Войска Польского и внуком одного из офицеров, участвовавших в бою за Задворье. Для такого случая внук специально прилетел из Лондона.
Замах у поляков нешуточный: село Задворье объявили «польскими Фермопилами», а его защитников сравнили с тремястами спартанцами. И говорили о том, что эти «триста героев» остановили армию Будённого (хотя 1-я конная, получив приказ двигаться в сторону Замостья, просто отступила от Львова).
Недалеко от Львова – праздник Войска Польского продолжается
В другом западноукраинском городе Луцке годовщину Варшавской битвы отметили выставкой в местной галерее искусств. Экспозиция выглядела дешёвой пропагандистской конструкцией и состояла из нескольких убогих стендов, но открывала выставку генеральный консул Речи Посполитой в Луцке Беата Бживчи. Примечательная деталь: вся информация на стендах была на польском языке, делать перевод на украинский не стали: пришли такие времена, когда польский в украинском городе Луцке должны знать все.
Для организаторов торжеств по случаю «чуда на Висле» – это не столько война с Лениным, Тухачевским, Сталиным или Будённым, сколько вызывание духа вечного противостояния России. Говорят о «первой победе свободного мира над коммунизмом» – мечтают о следующей победе, о победе Запада над Россией. В словах об американо-польском военном братстве, о солидарности с НАТО, о «духе 1920 года», о «красной заразе» встаёт образ Польши как лидера противоборства с «татаро-монголами» (или «гуннами») – русскими.
Сброд разнузданных оборванцев – так в Польше изображают Красную армию. Фото с военно-исторической реконструкции в Белостоке. bialystok.pl
В Польше обычно не говорят, что Пилсудский, чья армия в годы гражданской войны в России оккупировала почти всю Белоруссию, значительную часть Литвы, Галицию, Волынь, грезил возвращением к границам 1772 года – до первого раздела Речи Посполитой. Однако польский великодержавный комплекс жив. Великодержавные грезы всё так же пьянят головы поляков, провозглашающих Пилсудского «гением».