На горизонте очередной конфликт – между Молдовой и Украиной. Днестр, из которого берёт воду большая часть Молдовы, угрожающе мелеет. На некоторых участках реки практически нет воды. Уже несколько лет молдавские и приднестровские экологи и журналисты бьют тревогу, но проблема не уходит – уходит вода, а вместе с ней и биоразнообразие Днестра.
Главные причины обмеления в буквальном смысле реки жизни для Молдовы и ПМР – большое количество ГЭС, возведённых в прошлом, а также энергетическая политика соседки-Украины, суть которой в отношении Днестра такова: «После нас – хоть пустыня».
В 2016 году Киев запустил три гидроагрегата Днестровской ГАЭС в Новоднестровске Черновицкой области, хотя молдавские экологи предупреждали, что последствия не заставят себя ждать – уровень воды в Днестре может снизиться до критических отметок. Это и случилось, и страницы молдавской и приднестровской прессы заполонили «апокалиптические виды» пересыхающей реки, стремительно утрачивающей способность к восстановлению. «В Бендерах вырос целый остров, в Григориополе вырастают острова, в некоторых местах реку можно практически перейти пешком. Всё это связано с работой гидроузлов. Нам Украина не даёт того уровня воды, который мы бы хотели», – слышались в 2016-м голоса чиновников из Приднестровья. Из Днестра ушли осётр и севрюга, потеряв нерестилища. И несмотря на то, что в ПМР ежегодно стали выпускать в реку десятки тонн мальков толстолобика и белого амура, спасать днестровское промышленное рыболовство становится всё сложнее.
В июне 2017 украинский парламент минимальным количеством голосов (227) ратифицировал подписанный ещё в 2012-м Договор о сотрудничестве в области охраны и устойчивого развития бассейна реки Днестр. «Учитывая важность реки Днестр и её притоков как источника питьевого водоснабжения для городов Львов, Черновцы, Ивано-Франковск, Кишинёв, Бельцы и Одесса, экологическая ситуация, которая сложилась, требует принятия неотложных мер как на государственном, так и на межгосударственном уровне», – отмечали авторы законопроекта в пояснительной записке. Про ПМР, конечно не вспомнили, но хотя бы приняли решение о «неотложных мерах». Казалось бы, жителям Молдавии можно вздохнуть с облегчением и, сидя на берегу мелеющего Днепра, ждать его спасения. Но не тут-то было! Ещё 26 мая 2017 года, до ратификации Договора украинскими депутатами, у Владимира Гройсмана сообщили о начале строительства 2-й очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции в составе 4-го гидроагрегата.
Киев собрался возвести в верховьях Днестра новый каскад ГЭС. Реке грозит пересыхание и превращение в ряд небольших озёр. Грядущие проблемы жителей Молдовы с питьевой водой, не говоря уже о промышленной добыче рыбы, да и вообще о рыбалке, Киев волнуют мало. Площадь бассейна Днестра составляет 72,1 тысячи квадратных километров, из них в пределах Украины находится около 73%, в понятии украинской власти – «контрольный пакет». Поэтому Киев и пренебрегает днестровскими интересами Кишинёва и Тирасполя (около 27%).
«Каждый должен представлять свои интересы. Мы, украинцы, представляем наши интересы. А если в Молдове есть проблемы, пусть она сама их решает», – рассудил президент Украинской энергетической ассоциации Василий Котко. А генеральный директор «Укргидроэнерго» галичанин Игорь Сирота вообще обвинил Молдову в том, что её претензии к Украине – это происки Кремля.
«Вопрос с молдавской стороной должен быть закрыт! Что делает молдавская сторона? Я покажу вам статьи из 1990-х годов из Российской Федерации. Мы знаем, кто там делает политику! Молдаване против гидроэнергии!» – заявил Сирота. Его первое образование – медик, а посему директор «Укргидроэнерго» не может не понимать, какова ценность Днестра для Молдовы и Приднестровья и чем грозит его пересыхание, но энергетика для него важнее экологии, да ещё и у соседей.
Министерство экологии Украины робко предложило сначала получить подтверждение безопасности нового строительства, а потом уже приступать к нему, но уже в этом году начнёт работу четвёртый гидроагрегат Днестровской ГАЭС, а потом – ещё три. Согласно ратифицированному Договору, сделать это украинская сторона может только после получения согласия стороны молдавской, к тому же для строительства нужен участок земли на правом берегу Днестра – на территории Молдовы. И молдавские журналисты уверяют, что разрешение на аренду 19 га земли на правом берегу Киев уже получил.
«Такое строительство обезводит Днестр и убьёт его экосистемы. В конечном счёте подобное инвестиционное решение отдалит обе страны от реализации взятых ими обязательств в связи с подписанием соглашений об ассоциации с ЕС», – уверен глава международной ассоциации хранителей реки Днестр Eco-Tiras, молдавский учёный Илья Тромбицкий. Он считает, что планы Украины по строительству в верховьях Днестра «несут угрозу безопасности всего региона».
Экологи Молдовы, Приднестровья и Украины не сдаются, они написали письма в международные организации, включая ООН, ОБСЕ, Еврокомиссию. И их усилия увенчались успехом – 12 сентября ООН начало программу по исследованию последствий строительства гидроэлектростанций в верховьях Днестра. Проект этот финансируется Швецией и будет закончен через год.
Но Киев это всё равно не останавливает. Украинским правительством был создан Бассейновый совет по Днестру для оценки перспектив строительства каскада новых гидроэлектростанций в верховьях реки. А эколога Илью Тромбицкого, который борется за Днестр, официальный Кишинёв просто не включил в состав комиссии по переговорам с Украиной.
«Невключение эксперта такого уровня и такой максимальной вовлеченности в проблематику Днестра означает только одно – молдавское правительство сознательно ослабляет свою и так не очень сильную часть комиссии, – говорит аналитик Алексей Тулбуре. – Зачем? Вероятно, чтобы некому было профессионально и аргументированно защищать интересы Молдовы и молдаван. Правительство Филипа, похоже, собирается сдать Днестр украинским энергетикам и не желает, чтобы ему в этом мешали. Если это не идиотизм, то тогда – предательство национальных интересов Молдовы. А может, и одно, и другое».
По словам самого Тромбицкого, он «предложил правительству поменять аренду территории (те самые 19 га. – Ред.) на пакет экологических обязательств Украины в отношении Днестра». «Но Молдова предпочитает сдавать всё это без того, чтобы выиграть максимально. Судя по происходящему, нашим государственным деятелям не нужен Днестр, они уедут в Швейцарию и будут там счастливо жить», – считает он.
А что останется тем, у кого нет средств на Швейцарию? Это знает председатель экологического движения Молдовы Алеку Реницэ: «Если исчезнет Днестр в результате авантюры – восемь миллионов человек должны будут собрать чемоданы и бежать в поисках убежища».
Но, как говорят киевские энергетики, проблемы жителей Молдовы (и тем более Приднестровья) – это не проблемы Украины.
На глазах у всего так называемого цивилизованного мира и при невмешательстве международных организаций киевский режим несколько лет назад перекрыл Северо-Крымский канал и в одночасье лишил питьевой воды крымчан, которых считал и до сей поры считает украинскими гражданами. Так могут ли граждане Молдовы надеяться на то, что киевский режим будет учитывать их интересы?
Соб. корр. ФСК
Фото – Игорь Взоров, Кишинёв.