Было бы преувеличением сказать, что общественное мнение, голоса избирателей совсем уж ничего не значат на Украине, но очевидно и то, что куда более значимым для каждого претендующего на власть политика является благорасположение Запада, прежде всего США.
Наиболее показательна в этом плане история взлёта и сохранения у власти Петра Порошенко. Осенью 2013 года его президентский рейтинг колебался около 1-2%, в ходе начавшего Майдана он также ничем особым себя не проявил. Эпитеты, которыми награждали его тогда радикалы, явно не указывали на его популярность.
Тем не менее начиная с января-февраля 2014-го ведущие социологические службы Украины стали накручивать его рейтинг. А затем последовал сенсационный альянс с Виталием Кличко, лидером всех тогдашних опросов. Кличко согласился отказаться от собственных президентских амбиций в пользу Порошенко, передав последнему мощную инфраструктуру своей партии УДАР и удовлетворившись креслом киевского градоначальника. Порошенко тут же вышел в лидеры рейтингов. Ну а дальше ударная работа успешно избежавшего люстрации Центризбиркома старого состава и зарубежные наблюдатели, разглядевшие на Украине исключительно честные и прозрачные выборы, довершили дело. Порошенко был выдвинут «единым кандидатом» Запада. Причём «единый» означало компромиссный. США видели во главе постмайданной Украины Арсения Яценюка, Германия – Виталия Кличко, а в результате сошлись на Порошенко. Однако вскоре разочарование западных лидеров в новом украинском президенте стало видно невооружённым глазом.
Так, последняя полноценная встреча с Бараком Обамой состоялась у Порошенко в сентябре 2014 года. За последующие 2,5 года работы 42-го президента США Петру Алексеевичу удавалось лишь «перехватывать» оного на ходу или в ходе протокольного фотографирования, что пресс-служба украинского президента выдавала за полноценные переговоры. Курирование украинского направления Обама полностью перепоручил вице-президенту Байдену, но и тот не выказывал особого уважения к своему киевскому партнёру. Вошло в историю, как Байден после своего выступления в украинском парламенте демонстративно «не заметил» протянутую руку главы принимающего государства.
Что касается нового хозяина Белого дома Дональда Трампа, то все три данные им украинскому коллеге аудиенции носили откровенно унизительный для последнего характер. При этом во время последнего визита Порошенко в США на сессию Генассамблеи ООН в рабочем графике не только Дональда Трампа, но и вице-президента Майкла Пенса, госсекретаря Майкла Помпео, помощника президента по нацбезопасности Ричарда Болтона встречи с Порошенко не оказалось. Даже министр обороны США проигнорировал церемонию передачи с участием Порошенко двух американских патрульных кораблей Украине.
Причина такой немилости – та же, по какой барин бывает недоволен вороватым и неисполнительным приказчиком. Собственно, и сам Порошенко избрал тактику такого вот приказчика, шельмеца и пройдохи, который всем своим видом демонстрирует всяческое рвение, но в конечном итоге всё поворачивает к своей выгоде.
Год добивались от него США и европейцы отставки генрпокурора Шохина, но в итоге его место занял один из самых приближённых к президенту Юрий Луценко. Западный же фаворит, грузинский «легионер» Давид Сакварелидзе, был уволен Шокиным с поста замгенпрокурора за полчаса до шокинской отставки. Порошенко в тот же день принял Сакварелидзе, пообещал вернуть в Генпрокуратуру, но, конечно, не вернул. На освобождаемый Яценюком пост премьера настойчиво претендовала бывшая сотрудница Госдепа, американскоподданая Наталия Яресько, но в итоге главой правительства стал Владимир Гройсман – политический «сынок» Петра Порошенко, подобранный им на базаре в Виннице.
Единственное исключение – Ульяна Супрун по прозвищу Доктор Смерть, в нарушение всех украинских законов третий год занимающая кресло министра здравоохранения при поддержке президента и премьера. Ну так уничтожение украинской медицины никак не отражается на интересах Порошенко, и здесь он готов выполнять пожелания хозяев со всем рвением. А когда три года назад от него потребовали создать цепь параллельных антикоррупционных структур, напрямую контролируемых США (дабы держать на коротком поводке не только Порошенко, но и весь украинский политикум), Пётр Алексеевич вновь включил механизм проволочек, из-за чего ключевой элемент цепи – Антикоррупционный суд - не создан до сих пор.
И всё сходило ему с рук – публичная критика была предельно невнятной, транши, хоть и со скрипом, выделялись. Казалось, над ним сгустились тучи, когда Саакашвили прорвался через границу и замутил свой Михомайдан. Однако и тут под очередные обещания выполнить пожелания Запада (впоследствии так и не выполненные) Порошенко получил отмашку на депортацию Саакашвили и разгон Михомайдана, что сделал очень быстро. А ведь Курт Волкер долго требовал от Порошенко решать возникшие проблемы, «уважая право на мирный протест», как раньше Байден требовал того же от Януковича.
Причина терпимости Запада к Порошенко в том, что любая «внеплановая» смена власти в Киеве чревата сваливанием ситуации в хаос и крахом постмайданного режима. Порошенко отлично понимает это и умело использует. Однако на выборах весной 2019 года такая конструкция может не сработать. Выборы являются как раз плановой, даже «сакральной» процедурой, и проигрыш их действующим президентом – «нормальная история». Запад вполне может воспользоваться этой процедурой, чтобы избавиться от необходимости иметь дело с Петром Порошенко ещё пять лет.
Однако, похоже, пока Петру Алексеевичу удаётся «держать ситуацию под контролем». Свидетельством этому стало недавнее решение МВФ о предоставлении Украине очередного кредита при символическом (на 23,5%) выполнении требования о повышении цены на газ для населения. Цены растут на всё, к повышению на 23,5% стоимости газа до 31 марта граждане привыкнут, и вряд ли это повышение окажет влияние на исход голосования. Дальнейший график повышения с электоральной точки зрения для власти тоже удобен: 1 мая закончится отопительный сезон, расходы на газ для тех, кто им топит, упадут в разы, ну а 1 января 2020 года, сразу после всех выборов, включая парламентские, наступит лучшее время для реализации непопулярных решений.
Главный политический вывод из «газовой» истории – в МВФ пошли навстречу Киеву: согласились провести повышение цены на газ в максимально «щадящем» (для украинской власти) режиме с учётом её электоральных проблем. Теперь транши МВФ будут объективно работать на победу Порошенко.
И остаётся вопрос, насколько далеко может простираться такая «предупредительность» Запада? Ведь ради сохранения власти Порошенко готов пуститься «во все тяжкие» и непосредственно в ходе выборов: юридические репрессии против оппонентов, ещё более масштабные и безнаказанные выходки спущенных властью с поводка национал-радикалов, запугивание сторонников других кандидатов, беззастенчивый обман при подсчёте голосов – все это обещает стать реальностью на выборах-2019. И будет даже любопытно посмотреть, как станут реагировать на всё это присланные с Запада наблюдатели. Или ради сохранения антироссийского режима в очередной раз закроют глаза и заткнут нос?