По итогам обработки бюллетеней с 2010 участков, в Национальное собрание Армении проходят блок «Мой шаг» с результатом 70,43% голосов, а также партии «Процветающая Армения» (8,27%) и «Просвещённая Армения» (или «Светлая Армения») (6,37%). Республиканская партия Армении – за бортом парламента с результатом 4,7%, за неё отдали голоса всего 59 с небольшим тысяч избирателей. Не преодолела проходной барьер и АРФ «Дашнакцутюн» (3,89%).
«Ясно, что граждане Армении по сути сформируют в парламенте революционное большинство. И это большинство сможет проводить все необходимые законодательные реформы», – заявил Никол Пашинян, комментируя в прессе предварительные итоги внеочередных парламентских выборов. Ход голосования он назвал «спокойным». «Думаю, теперь уже можно привыкнуть к тому, что не все выборы вызывают бурные события», – считает Пашинян. По его мнению, то, что выборы называют «скучными», – лучшая их оценка.
«Таким образом, в новом парламенте, избранном на пять лет, будут только Никол Пашинян с соратниками и их союзники по «бархатной революции». Однако в свете того, что Конституция гарантирует оппозиции 1/3 депутатских мест, следует ожидать, что «Процветающая Армения» и «Светлая Армения» объявят себя конструктивной оппозицией. Более того, поскольку блок «Мой шаг» получит больше 2/3 мандатов, то впервые в Армении станет действовать принятая в 2015 году спорная норма, согласно которой число депутатов парламента пропорционально увеличится настолько, чтобы в распоряжении «Процветающей Армении» и «Светлой Армении» была 1/3 мандатов», – сообщает армянское онлайн-издание News.am.
«РПА попала в свою же яму, вырытую ею для ряда слабых партий, в первую очередь «Светлой Армении», а также «Дашнакцутюн». В РПА решили провалить избирательный кодекс, по которому проходной барьер устанавливался на уровне 4%, но отменялась рейтинговая система (которая, кстати, РПА на этих выборах только навредила). Итак, в результате сохранения более высокого, 5%-ного избирательного порога РПА остаётся вне парламента. Если «Дашнакцутюн» наберет менее 4%, что вполне вероятно, получится, что РПА станет единственной жертвой провала ею же подготовленного избирательного кодекса (который, конечно же, не был идеальным). Но в сложившейся ситуации Николу Пашиняну не составило труда усилить партию «Светлая Армения», поддержать ее и обеспечить ее прохождение в парламент, таким образом закрыв парламент от РПА, имевшей еще три недели назад самые высокие шансы на третье место.
Провал РПА в результате ее же законодательной деятельности, думаю, будет справедливым и даст почву для размышлений в рядах партии, в результате чего либо там сделают выводы на будущее, либо партия постепенно развалится», – пишет армянский политический аналитик Грант Микаэлян в своём блоге на «Кавказском узле».
«Сильный мандат доверия народа придаст новому правительству больше решительности и во внешней политике. Высокая легитимность позволит ему пересматривать и вносить определенные корректировки в отношения с партнерами как в двухсторонних (Россия, Иран, Грузия, ЕС), так и многосторонних (ЕАЭС, ОДКБ) форматах, повышая эффективность сотрудничества, а также предпринимать определенные шаги для диверсификации внешней политики страны, что является приоритетом. Кроме того, сильный мандат может повлиять на процесс урегулирования карабахского конфликта, а также укрепить переговорные позиции Армении», – делает внешнеполитический прогноз политолог Нарек Минасян.
Хотя с «мандатом доверия» Пашиняну и его парламенту вряд ли стоит спешить «диверсифицировать» внешнюю политику и «пересматривать» отношения с партнёрами: стоит помнить о том, что половина страны не голосовала, а реальный процент поддержки блока «Мой шаг» в пересчёте на всех избирателей Армении составляет примерно 34%. Вряд ли на тех людей, которые 9 декабря не пришли на избирательные участки, решительным образом повлияла погода – более убедительными выглядят объяснения низкой явки, связанные с тем, что проголосовавшие «ногами» утратили доверие к Республиканской партии Армении, но не имеют его и к революционерам. И теперь это доверие Николу Пашиняну придётся упорно нарабатывать. Такая же задача стоит перед оппозицией (не формальной, а реальной), которую, как показали итоги выборов, не получается вырастить на почве РПА.
Одно можно сказать точно: «бархатная революция» завершилась разгромом бывшей правящей партии (РПА) и получением революционерами полного контроля над парламентом и правительством Армении. Время покажет, к чему приведёт концентрация власти в руках у Никола Пашиняна и его сторонников – к «бархатной демократии» или «бархатной диктатуре».
Соб. корр. ФСК