Руководство Европейского союза после многочисленных заявлений и протестов со стороны Сербии всё-таки оказалось вынужденным ужесточить риторику в отношении косовского режима. ЕС потребовал от албанских властей края отменить пошлины на импорт товаров из Сербии и Боснии и Герцеговины. Состоявшееся 17 декабря в Брюсселе третье по счёту заседание Совета по стабилизации и ассоциации ЕС – Косово завершилось скандалом. В отличие от предыдущих подобных мероприятий, вместо констатации «прогресса», достигнутого властями Приштины на пути интеграции в Евросоюз, на свет появилось довольно суровое заявление, а итоговая пресс-конференция с участием руководителя косовской делегации, главы правительства края Рамуша Харадиная была в последний момент отменена без объяснения причин.
В итоговом заявлении Евросоюз призвал власти Косово отменить принятое кабинетом Харадиная 21 ноября в одностороннем порядке решение о повышении пошлин на товары из Сербии и Боснии и Герцеговины, а также без проволочек выполнить все договорённости, ранее согласованные в рамках брюссельских переговоров с Белградом. «ЕС глубоко сожалеет об одностороннем повышении правительством Косово тарифов на импорт из Сербии и Боснии и Герцеговины, а также о введении нетарифных барьеров и настаивает на их немедленной отмене», – говорится в документе. По мнению Брюсселя, введение указанных тарифов «наносит ущерб экономическим интересам Косово и его народа, сокращая торговые потоки и снижая привлекательность Косово как места для инвестиций и бизнеса». «Любые препятствия на пути торговли должны устраняться в рамках соответствующих форумов и механизмов при конструктивном участии всех заинтересованных сторон в духе регионального сотрудничества и добрососедских отношений», – убеждены в Брюсселе.
В ЕС также подчеркнули «важность постоянного участия Косово в проводимом при содействии ЕС диалоге с Белградом, ускорения и активизации добросовестной работы над юридически обязательным соглашением о всеобъемлющей нормализации отношений между Косово и Сербией»: «Все уже согласованные соглашения в рамках диалога должны быть полностью выполнены без каких-либо дальнейших задержек, в частности соглашение 2015 года о сообществе муниципалитетов с сербским большинством».
Согласно решению косовского кабинета, вся продукция из Сербии и Боснии и Герцеговины, ввозимая на косовскую территорию, облагается таможенной пошлиной в размере 100% стоимости.
Как ранее заявляли власти Белграда, действия Приштины грубейшим образом нарушают принятое под эгидой Европейского союза Соглашение стран Центральной и Юго-Восточной Европы по свободному товарообмену (CEFTA).
Вплоть до последних недель Брюссель сдержанно реагировал на действия Приштины, избегая их осуждения. Так было и во время недавнего полицейского рейда, организованного косовскими властями в населённых сербами северных районах края, где расположен гидроэнергоузел «Газиводе». Тогда руководство ЕС ограничилось призывом ко всем сторонам соблюдать спокойствие, умолчав о том, что действия албанских властей Косово прямо нарушают брюссельские договорённости о правах и статусе сербских общин на севере края.
С чем же связано нынешнее ужесточение риторики Брюсселя и подзабытые, но вновь зазвучавшие призывы к Приштине выполнить «соглашение 2015 года о сообществе муниципалитетов с сербским большинством», которое блокировалось косовскими властями? Причина отнюдь не в стремлении занять объективную позицию в отношении косовского конфликта, поскольку ни кадровый состав руководства ЕС, ни его политика не говорят о возможности какой-либо «работы над ошибками» или переосмыслении прежних подходов к международным делам.
Корни неожиданной «объективности» Брюсселя лежат в иной плоскости и определяются стремлением Евросоюза поддержать вокруг Балкан геополитические игры антироссийского толка. Осуждая Приштину, Брюссель не отыгрывает назад в плане всемерной поддержки самопровозглашённой независимости Косово. Речь идёт о посылке определённого сигнала Сербии и боснийской Республике Сербской в связи с расширившимися в последнее время их дипломатическими и торгово-экономическими контактами с Россией.
В Брюсселе обеспокоены возможностью формирования оси Белграда – Баня-Луки в плане совместного отстаивания общих интересов, отказа от вступления в НАТО и укрепления сотрудничества с Россией (в том числе путём подключения к строящемуся газопроводу «Турецкий поток»). Это поставило бы под вопрос планы ЕС и США целиком втянуть Балканы в свою орбиту. Об этих планах министр иностранных дел России Сергей Лавров рассказал в недавнем интервью греческой газете «Эфимерида тон синдактон». «Мы видим, что НАТО и Евросоюз наращивают усилия по дальнейшему «освоению» региона. От его стран настойчиво требуют сделать ложный выбор: или с Москвой, или с Вашингтоном и Брюсселем. Такие действия ведут к дальнейшей дестабилизации архитектуры безопасности в Европе, росту напряжённости, появлению новых разделительных линий», – подчеркнул Лавров.
Усиление Брюсселем критики албанских властей Косово должно лишь создать у сербов иллюзию их поддержки Евросоюзом. Поддержка так и останется иллюзией, но она, считают в Брюсселе, способна снизить привлекательность России для сербов.
В последних заявлениях ЕС по косовскому вопросу есть ещё один сигнал, адресованный на этот раз Вашингтону. Вводя заградительные таможенные пошлины в отношении товаров из Сербии и Боснии и Герцеговины, в Приштине фактически копируют практику решения политических и экономических споров, взятую на вооружение администрацией Дональда Трампа. И осуждая действия косоваров, Евросоюз не отказывает тем самым себе в удовольствии опосредованно выразить осуждение практики «торговых войн», затеянных Трампом.
Так что Балканы могут быть использованы в качестве арены выяснения отношений между Брюсселем и Вашингтоном. Однако результат будет не в пользу Европы. «Администрация Трампа не потерпит двойной игры и малейшего лукавства со стороны европейских партнёров. Им не удастся играть на всех трёх столах: американском (когда речь о НАТО и обороне), русском (когда речь об энергоносителях и сырье) и китайском (когда речь об инвестициях и торговле)», – пишет сербское издание Nedeljnik.
Ни косовским и боснийским сербам, ни самой Сербии не следует тешить себя иллюзиями относительно «прозрения» Евросоюза в косовском вопросе. Это «прозрение» (в кавычках и только в кавычках) не имеет ничего общего с уважением прав и интересов самих сербов.