Как-то много стало в украинском информационном пространстве новостей по космической тематике.
Посольство Украины в США недавно сообщило о встрече посла Валерия Чалого с руководителем NASA Джимом Бриденштайном. Мол, «достигнута договоренность о подготовке к подписанию межправительственного Соглашения о сотрудничестве и использовании космического пространства в мирных целях». Бриденштайн поблагодарил Украину за поддержку американских космических инициатив и высказал «заинтересованность в привлечении украинских предприятий» к освоению Луны.
А за пару дней до этого СМИ сообщили со ссылкой на гендиректора Южного машиностроительного завода им. А.М. Макарова Сергея Войта, что предприятие инициирует создание на Украине плавучей платформы для запуска ракет. «Нам давно нужно иметь собственную площадку для запуска ракет, и создать её можно в Херсонской области», – заявил С. Войт.
По словам гендиректора Южмаша, совместно с Укроборонпромом решено «сделать такую платформу на херсонском предприятии "Паллада"».
Специалисты сразу вспомнили, что аналогичный проект Sea Launch в 1990-е годы был осуществлён как раз с участием Южмаша, российского НПО «Энергия» и корпорации «Боинг». Южмашевские ракеты «Зенит» запускались с переоборудованной нефтедобывающей платформы из акватории Тихого океана, близко к экватору, где наиболее выгодные с точки зрения баллистики условия для старта ракет. Однако проект себя не оправдал. Сейчас владельцем стартового комплекса является НПО «Энергия», и запуски не проводятся уже много лет.
Так какие же ракеты собрались запускать на Украине и хотят ли там тянуть гипотетический плавучий космодром к экватору? Пришлось пресс-службе КБ «Южное» давать пояснения. Оказывается, комплекс должен быть расположен на берегу Чёрного моря. Местом для стартовой площадки выбрали зону у Днепровского залива, в Белозёрском районе Херсонской области, недалеко от административной границы с Николаевской областью.
А если на берегу, то почему космодром плавучий? Ведь главная проблема состоит в том, чтобы найти пустынный район падения отработанных ступеней и аварийных аппаратов в радиусе сотен или даже тысяч километров на восток от точки старта. Поэтому космодромы и размещают в малозаселённых районах или на западном побережье океана.
В случае же с Украиной предполагается, что «падение отработанной единой ступени ракеты-носителя и обтекателя будет проходить в Средиземном море». То есть траектория будет проложена не на восток, а на запад, что значительно снижает грузоподъёмность ракет и делает проект нерентабельным. Единственная страна в мире, которая запускает ракеты с космическими аппаратами на запад, – это Израиль, но там речь идёт о собственных космических аппаратах военного назначения. Никаких коммерческих запусков Израиль не производит. При этом траектории израильских ракет полностью пролегают над Средиземным морем, а гипотетическим украинским, запущенным из Херсонской области, чтобы попасть туда, нужно пролететь над Турцией и Грецией, которые наверняка не захотят, чтобы над ними летали украинские ракеты.
В общем, и тут, как в истории с «украинским гиперлупом», речь идёт о бессовестном прожектёрстве в предвкушении чиновниками будущего «распила».
Есть в замысле любителей «распила» и политическая составляющая: создание иллюзии того, что загубленные высокотехнологичные предприятия бывшей Украинской ССР вдруг заработают, а у сотрудников появятся хорошие зарплаты.
Космическая отрасль на Украине создавалась во времена Советского Союза как составная часть единого космического комплекса. С известными сложностями она какое-то время функционировала и после распада СССР, но с тех пор, как после переворота 2014 года был взят курс «геть от Москвы», украинская космическая отрасль стала обрубком. Не осталось и площадки для запуска своих ракет. В 2003 году был заключён договор с Бразилией по использованию ракеты-носителя «Циклон-4» в пусковом центре «Алкантара» на экваторе, но впоследствии Бразилия из этого проекта вышла: надежды на прибыль от коммерческих запусков космических аппаратов оказались иллюзорными.
Потом появлялись другие прожекты: то Порошенко, приехав на Южмаш, расскажет о совместных с Турцией планах построить космодром, то никому не ведомая компания Maritime Launch Services захочет совместно с Украиной соорудить космодром в канадской провинции Новая Шотландия… Всё это быстро забывалось.
У шумихи вокруг украинских космических проектов есть одно объяснение – фантомные боли. Это когда болит давно ампутированная конечность. Можно уйти от советской империи на свой «хутор», но куда уйдёшь от ностальгической памяти по таким имперским атрибутам, как космонавтика? Отсюда и нужда в сообщениях о том, что вот-вот украинские ракеты начнут бороздить просторы Вселенной. Или о том, что у Украины есть «все компоненты» для полёта на Марс, как заявил пару лет назад директор КБ «Южное» Александр Дегтярёв. Или (из его же заявления): «Мы предложили полгода-год назад проект создания экспериментальной базы на Луне». Кому предложили? Не смешите народ! Кто выложит украинским деятелям десятки, сотни миллиардов долларов для полёта на Марс или для создания базы на Луне?
Так что, когда кто-нибудь на Украине презентует проект сверхтяжёлой ракеты для полёта к далёким планетам или проект плавучего космодрома, снова задумываешься о людях, терзаемых фантомными болями.
На фото: плавучий док херсонского государственного предприятия "Паллада"