12 марта депутаты Европарламента, который является законодательным органом Евросоюза, приняли резолюцию, в которой заявили, что «в нынешних обстоятельствах Россия более не может считаться стратегическим партнёром» ЕС. Депутатский корпус уходящего состава (новые выборы Европарламента состоятся в мае) призвал Евросоюз «переоценить» отношения с Россией, политика которой, как утверждается в резолюции, противоречит «базовым ценностям» Европы.
За резолюцию, авторство которой принадлежит депутату из Латвии Сандре Калниете, проголосовали 402 депутата, против были 163 депутата и 89 воздержались. Перед полной сменой депутатского корпуса зафиксируем на всякий случай эти цифры: свыше трети европарламентариев либо имеют иное мнение о «базовых ценностях» Европы, нежели госпожа Калниете (что неудивительно), либо не готовы обвинять Россию в том, в чём обвинили её автор резолюции и поддержавшие её депутаты – в «нелегальной оккупации и аннексии украинского региона Крыма» Россией, в «прямом и косвенном участии в военном конфликте в восточной Украине», в «продолжающихся нарушениях территориальной целостности Грузии и Молдовы».
В резолюции отмечается, что возврат к прежним отношениям (которые в редакции 1994 года именовались «стратегическим партнёрством и сотрудничеством») невозможен, пока Россия не выполнит условия Минских соглашений (стороной которых РФ не является) и не восстановит «территориальную целостность Украины» (хотя вопрос о суверенитете РФ над Крымом решён окончательно и обсуждению не подлежит).
Так называемое Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключённое в 1994 году, декларировало, в частности, приверженность подписавших его сторон Хельсинскому заключительному акту, который содержал не только «гуманитарную корзину», но и закреплял в международно-правовой области политические и территориальные итоги Второй мировой войны.
Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) априори предполагало равенство подписавших его сторон, однако западные партнёры РФ, как в европейских столицах, так и в Вашингтоне, изначально делали ставку на подчинённую роль Москвы.
В 1999 году произошла агрессия НАТО против Югославии, которая повлекла не только прямые человеческие жертвы, разрушения, перекройку границ, но и нанесла долгосрочный вред народам Балканского полуострова бомбардировками Югославии боеприпасами с обеднённым ураном. Это было грубейшее нарушение прав человека, но ни Amnesty International, ни Human Rights Watch, ни европейские подписанты СПС не подняли голос против варварских бомбардировок в защиту так называемых базовых ценностей Европы. Попытки сербских представителей довести до мировой общественности масштабы катастрофы, разразившейся в Европе в 1999 году, замалчиваются до сих пор. А международные медицинские комиссии констатируют повышение смертности сербов от последствий радиоактивного заражения на 8%.
В полном противоречии с духом Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве начался процесс расширения НАТО на восток. Начался вопреки многочисленным замечаниям Москвы по поводу крайней нежелательности и бессмысленности такого процесса. С 2004 года европейские государства одно за другим втягиваются в зону ответственности западного военного блока, процесс этот продолжается.
Гуманная Европа молчала, когда 2 мая 2014 года сторонники «нового режима» на Украине живьём сжигали людей в одесском Доме профсоюзов.
Гуманная Европа молча и спокойно наблюдает за установлением в странах Прибалтики, членах ЕС и НАТО, системы апартеида по национальному признаку – введением института «неграждан» для русских.
Россию такое положение дел удовлетворить не могло. Москва неоднократно настаивала на новой редакции СПС. Велись тягучие, трудные переговоры, которые четыре раза приостанавливались по инициативе Евросоюза: в 2008 году из-за кризиса с запретом Россией поставок на свой рынок зараженного польского мяса; второй раз – в том же 2008 году после операции России по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии. Ещё через полгода они фактически застопорились перед вступлением России в ВТО. Последний раз они были приостановлены Евросоюзом в 2014 году после воссоединения Крыма с Россией. Введением в том же году вслед за Соединёнными Штатами антироссийских санкций европейские «партнёры» России окончательно разорвали Соглашение 1994 года о партнёрстве и сотрудничестве с РФ.
А провозглашение России «главным источником дезинформации в Европе» (это вызывающее заявление сделал недавно заместитель главы Еврокомиссии Андрус Ансип) и принятие Евросоюзом в декабре 2018 года так называемого «плана действий по активизации усилий по противодействию дезинформации в Европе и за ее пределами» однозначно расставили все точки над i. «Ожидается, что бюджет Европейской внешнеполитической службы в сфере коммуникации для решения проблемы дезинформации и повышения осведомленности о ее негативном влиянии более чем удвоится с 1,9 миллиона евро в 2018 году до 5 миллионов евро в 2019 году. Государства-члены ЕС должны [не могут, а должны! – Ред.] дополнять эти меры, укрепляя свои собственные средства борьбы с дезинформацией», – сообщили в Еврокомиссии. «Борьбу с дезинформацией» хозяева Евросоюза теперь понимают как борьбу с Россией, ибо им уже вполне ясно, что подчинить интересы России интересам Запада не получилось. «Стратегическое партнёрство» не состоялось.
Так что выписанное 12 марта европарламентариями свидетельство о смерти Соглашения с РФ – лишь бюрократическая формальность. Она зафиксировала факт, давно ставший общеизвестным.
Фото: aif.md