О том, что Нурсултан Абишевич уйдёт, говорили давно. Да и сам он давал к этому поводы. Не зря в Астане назвали его именем аэропорт, а в Алма-Ате переименовали разрезающую город снизу вверх улицу Фурманова. «Готовится», – говорили алмаатинцы, но для себя корректно называли улицу «Нефурманова»…
Потом в феврале 2019 года Елбасы вдруг обратился в Конституционный совет с «абсолютно рутинным вопросом», попросив разъяснить норму основного закона страны о прекращении президентских полномочий, а позже заявил, что досрочные выборы главы государства в стране не планируются. Однако именно тогда в Казахстане широко заговорили о передаче власти.
И всё же для большинства всё произошло спонтанно. В первой половине дня 19 марта сообщили, что Назарбаев обратится к нации в телеобращении, а в 19.00, не сообщив о непосредственной причине решения, единственный государственный лидер на постсоветском пространстве, управлявший республикой со времён Советского Союза, сказал: «Я принял непростое для себя решение – сложить с себя полномочия Президента Республики Казахстан. В этом году исполняется 30 лет моего нахождения на посту высшего руководителя нашей страны. Я был удостоен чести моим народом стать первым Президентом независимого Казахстана».
78-летний президент, сохраняющий, несмотря на растущие в стране противоречия и оппозиционные настроения, громадный авторитет внутри Казахстана, решил досрочно покинуть свой пост, срок пребывания на котором истекает в апреле 2020 года.
Если не бросаться в конспирологию и не брать всерьёз выводы «о неизбежности такого решения», о чём с увлечением заговорили казахстанские нацпаты и либералы, то можно сказать уверенно – повода для ухода не было. Или – если такой повод был – мы о нём не знаем. Однако были причины.
Первая причина – это, несомненно, возраст. Вторая – серьёзный объём проблем, ослаблявший доверие граждан. Среди этих проблем прежде всего – коррупция, возрождённая дерусификация, злоупотребления чиновников, непонятные реформы вроде латинизации алфавита. Люди, особенно молодые казахи, ещё не так давно называвшие Абишевича «Папа», в последнее время стали открыто негодовать в адрес «семьи». Беглые казахские оппозиционеры местом убежища стали выбирать порошенковскую Украину. Не будем забывать и об «англосаксонском влиянии» на общественно-политические процессы в Казахстане. Как говорится, накопилось.
Однако эффектный жест Нурсултана Назарбаева – отнюдь не потеря власти. Он настоящий, сильный игрок, умеющий предупреждать опасности, результативно маневрировать, делать профилактические и предостерегающие шаги.
К таким шагам относится и решение Сената в мае 2018 года закрепить законодательно пожизненное право Елбасы, которому «в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять Совет безопасности в качестве председателя». Тогда же Совбез получил статус координирующего конституционного органа, ранее он был консультативно-совещательным органом.
Уходя из кресла главы Акорды (резиденция президента Республики Казахстан), Назарбаев ясно сообщил: «Как вам известно, нашими законами я наделен статусом первого президента – Елбасы. Остаюсь председателем Совета безопасности, который наделен серьезными полномочиями. Остаюсь председателем партии «Нур Отан», членом Конституционного совета. То есть остаюсь с вами. Заботы страны и народа остаются моими заботами. Как основатель независимого казахстанского государства вижу свою будущую задачу в обеспечении прихода к власти нового поколения руководителей, которые продолжат проводимые в стране преобразования».
Что касается поста президента, то, согласно 48 ст. Конституции Казахстана, в случае смерти президента или его добровольной отставки его полномочия переходят к спикеру Сената парламента Казахстана, что и говорится в последнем указе Назарбаева.
В день отставки президента был назван исполняющий обязанности главы государства, которым стал 65-летний выпускник МГИМО МИД СССР, дипломат, министр иностранных дел, впоследствии премьер-министр Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Кроме того, с 2011 по 2013 год Токаев был заместителем Генерального секретаря ООН, главой Европейского отделения ООН в Женеве. То есть власть пока осталась в руках Елбасы и «его человека». Транзит власти происходит без особого «транзитирования». Отказавшись от наследственной передачи власти, Назарбаев по аналогии с сингапурским Ли Куан Лю, Китаем (и отчасти Узбекистаном) решил этот вопрос посредством контролируемой передачи президентских полномочий, за которой пока не проглядываются перспективы революционного кризиса.
Это доказывает и состоявшийся длительный разговор Назарбаева с Путиным 19 марта, и ровная реакция на решение Назарбаева в Москве.
Гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева говорит: «Ближайший круг и политическая элита об этом [решении Назарбаева уйти с поста президента] знали и к этому были готовы. В последние дни были проблемы с некоторыми социальными сетями и мессенджерами, они толком не работали. Я думаю, это была такая подстраховка, чтобы не было утечки». По одной из версий, тактика ухода могла оговариваться во время встречи Путина и Назарбаева в Петропавловске.
При этом, вспоминая о возрасте, можно видеть, что здесь нет аналогии с ельцинским «я устал, я ухожу». Елбасы в феврале был очень активен – отправил в отставку правительство Бакытжана Сагинтаева, заменил главу Национального банка Данияра Акишева за отсутствие положительных сдвигов и запланированных прорывов. Принял участие в церемонии открытия Всемирных специальных Олимпийских игр в Абу-Даби, встречался с силовиками, открыл строительство самой крупной мечети в Центральной Азии в Есильском районе Астаны. Это совсем не похоже на «я устал».
Надо признать, что процесс передачи власти произошёл эффектно и неожиданно не только для граждан Казахстана, его партнёров, но и для его врагов, врагов стабильности Казахстана, которых на самом деле хватает.
Можно ожидать, что уже летом на фоне кажущегося вакуума власти и на фоне энергичной подготовки к президентским выборам 2020 года последуют некие «акции раскачки». Тогда и начнётся главная схватка за Казахстан. Будет ли в ней косвенно участвовать Елбасы, неизвестно, но сбрасывать его со счетов было бы неверно. Он ещё раз доказал свой опыт, своё высокое политическое искусство. Он ушёл не свергнутым, в ясном сознании. Он стал первым государственным деятелем Центральной Азии, добровольно оставившим свой пост, хотя ему пророчили «пожизненную президентскую тиранию».
Назарбаев не устал. Он обманул тех, кто этого ждал. Он остался.