Ещё недавно опросы показывали, что на парламентских выборах в Израиле должен уверенно победить недавно созданный оппозиционный блок «Кахоль-Лаван» во главе с бывшим начальником Генштаба Бени Ганцем. Непотопляемому Биби Нетаньяху с тянущимся за ним шлейфом коррупционных скандалов сулили проигрыш. Однако окончательные результаты выборов в Кнессет 9 апреля таковы, что следующим премьер-министром Израиля четвёртый раз подряд (израильский рекорд) будет Нетаньяху.
По предварительным итогам, которые уже вряд ли изменятся, правящая партия «Ликуд» собрала достаточно голосов, чтобы получить больше всего мест – 36 из 120. У «Кахоль-Лаван» их будет на одно меньше – 35. Вместе с уже определившимися союзниками из правых и религиозных партий Нетаньяху будет располагать стабильным большинством из 65-67 депутатов. Оппозиционные 53-55 депутатов, представляющие в том числе арабское население Израиля, не являются однородной группой и едва ли в состоянии консолидироваться по выносимым в Кнессете на голосование вопросам.
«Ликуд» празднует
Поворот в настроениях избирателей произошёл тогда, когда Трамп объявил о признании аннексии Израилем Голанских высот: стало ясно, что коалиция правых партий, которую в состоянии собрать Нетаньяху, вполне может рассчитывать на большинство. Так что он въехал в Кнессет на «голанском коне».
Трамп поздравляет Нетаньяху с победой
В то же время до последнего момента рейтинг «Ликуда» как отдельно взятой партии на 3-5 мандатов отставал от «Кахоль-Лавана». Нетаньяху поломал в свою пользу и это соотношение, съездив за символической поддержкой в Москву. Сцена получения им от российского президента останков израильского сержанта, погибшего много лет назад в Ливане, тронула многих израильтян. Об этом убедительно говорит то, что ведущая среди «русской алии» партия «Наш дом Израиль» (НДИ) А. Либермана недосчиталась ровно столько мандатов, сколько хватило «Ликуду», чтобы догнать и обойти «Кахоль-Лаван». НДИ рассчитывала на 9-10 мандатов, а получила только 5. С расстройства Либерман даже не стал дожидаться окончательных результатов голосования и коалиционных переговоров, а уехал в отпуск за границу.
Церемония передачи Израилю останков сержанта Захарии Баумеля
Бени Ганц, лидер левоцентристского «Кахоль-Лавана», поторопился объявить себя победителем на основании экзитполов и просчитался. Его заслугой, конечно, является сам факт создания такой мощной политической силы, которая состязалась с «Ликудом» на равных. Однако заключительный этап избирательной гонки «Кахоль-Лаван» провалил. Голоса, набранные этим блоком, были отобраны у его потенциальных союзников из левого лагеря типа партий МЕРЕЦ и «Авода», но завоевать симпатии доминирующего в общественном мнении Израиля в последние годы правого лагеря ему не удалось. Даже если бы по результатам выборов он смог на несколько мандатов опередить Нетаньяху, шансов на создание в парламенте коалиции большинства у Бени Ганца не было никаких. Теперь ему остаётся только портить жизнь «Ликуду» из кресел оппозиции и бороться за целостность своего блока, который наверняка подвергнется эрозии.
Бени Ганц
Нетаньяху, однако, тоже есть над чем задуматься. Таких блестящих «подарков», которые накануне выборов он получил из США и России, в дальнейшем может не быть. Если в эйфории от одержанной победы и по следам «голанского успеха» он, как обещал, пойдёт дальше и провозгласит аннексию всех еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), то это приведёт к осложнению общей ситуации и в самом Израиле, и в регионе.
Накануне выборов на одном из израильских телеканалов Нетаньяху спросили, почему он ещё не расширил суверенитет Израиля на крупные поселения на Западном берегу, как это было сделано в отношении Восточного Иерусалима и Голанских высот, на что тот ответил: «Кто говорит, что мы этим не занимаемся? Мы работаем над этим и обсуждаем этот вопрос. Вы спрашиваете, переходим ли мы к следующему этапу. Ответ – да. Мы перейдём к следующему этапу. Я собираюсь расширить суверенитет».
А за таким «расширением» неизбежно произойдёт очередное восстание палестинцев – возможно, самая массовая в истории интифада, поскольку речь зайдёт о полном отказе Израиля от любых планов мирного урегулирования. Под особой угрозой окажется не глубинная территория страны, защищённая огромным забором, а гораздо более уязвимые, разбросанные по всему ЗБРИ еврейские поселения. В них сейчас проживают около 450 тыс. поселенцев в окружении 3,5 млн палестинцев.
Часть многокилометровой защитной стены в Израиле
Призрак интифады
Значительные жертвы с обеих сторон серьёзно повредят Нетаньяху и в Израиле, и во всём мире. Ему не стоило бы забывать, что своё большинство «Ликуд» получил в основном на окраинных территориях и в официальной столице страны – Иерусалиме. В то же время крупнейший город Израиля и его экономическое сердце Тель-Авив, по-прежнему считаемый большинством государств мира израильской столицей, с большим отрывом проголосовал за «Кахоль-Лаван». Так что, если в стране наступит хаос, всё может очень быстро поменяться.
Тогда успехи Нетаньяху в плане получения поддержки великих держав поблекнут. Россия, например, несмотря на сложившиеся у неё в последнее время достаточно прочные связи с Израилем, не намерена менять своей принципиальной линии в отношении справедливого урегулирования палестинского вопроса. На близких позициях стоит Евросоюз, не говоря уже об арабских и исламских странах. Даже те из них, с кем у Израиля сложились отношения, например Иордания, при таком развороте событий ужесточат свою политику. Ожидаемый новый план США по израильско-палестинскому регулированию, возможно, и будет предусматривать коррекции в пользу Израиля по сравнению с резолюциями СБ ООН, но почти наверняка не в таком объёме, на какой рассчитывает Нетаньяху.
Нетаньяху может войти в историю как великий национальный политик, но только при условии, если перестанет пытаться играть с палестинцами и странами-соседями в игры с нулевой суммой, где по определению нет победителей.