Законодательная комиссия Сената Польши поручила Польскому институту национальной памяти (ПИНП) в течение месяца найти замену терминам «украинские националисты» и «Восточная Малопольша» в законе об уголовном наказании за пропаганду украинской национал-идеологии и отрицание геноцида поляков бандами запрещённой в России ОУН-УПА, дивизией СС «Галичина» и другими украинскими националистическими формированиями.
Проект закона был принят в первом чтении в январе сего года. В нём преступления украинских националистов против поляков определены как «действия украинских националистов, совершённые в 1925-1950 гг., с применением насилия, террора и других видов нарушения прав человека в отношении как индивидуумов, так и групп населения».
После принятия законопроекта в первом чтении вокруг терминов «украинские националисты» и «Восточная Малопольша» развернулись дебаты. Кого считать украинским националистом – боевиков ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина» или каждого, кто разделял их взгляды? Не вызовет ли дипломатических проблем с Киевом упоминание Восточной Малопольши – бывших Львовского, Станиславовского и Тарнопольского воеводств Польши, которые сегодня являются территорией Украины?
В итоге Конституционный суд Польши постановил снять проект закона с обсуждения. Теперь ПИНП обязан найти конкретные формулировки для окончательного принятия закона.
Как указал руководитель Бюро памяти войн и мученичества ПИНП Адам Сивек, Конституционный суд не ставит под сомнение факт совершения преступлений украинскими националистами, но просит конкретно назвать виновников преступления и территорию, где оно было совершено.
Относительно территории Сивек предлагает заменить термин «Восточная Малопольша» на более общее определение «оккупированные территории Второй Речи Посполитой». Банды украинских карателей совершали преступления и за пределами Восточной Малопольши или Волыни, и отрицание этого факта тоже должно наказываться.
Депутат правящей партии «Право и справедливость» Ежи Червиньский предложил конкретно перечислить украинские национал-группировки, участвовавшие в убийствах поляков, чтобы отрицание геноцида польского населения на территории Западной Украины было так же наказуемо, как и отрицание Волынской резни.
Иначе отрицание преступления украинских националистов на Волыни будет караться, а отрицание того же самого преступления в исполнении тех же людей в Восточной Малопольше – нет.
«Это как если бы в уголовном кодексе за кражу, совершённую на восток от Вислы, наказывали, а за кражу, совершённую на запад от Вислы, – нет», – заявил Червиньский.
Соб. корр. ФСК