Всё чаще стала обсуждаться тема возрождения в Ираке «Исламского государства» (ИГ) [организация запрещена в России], об окончательной победе над которым Багдад объявил ещё в 2017 году. Количество террористических актов, боестолкновений и вооружённых нападений, подрывов и захватов заложников по сравнению с 2018 годом действительно возросло. Инциденты, результатом которых становилась гибель военнослужащих, членов «народного ополчения», мирных жителей, отмечались в провинциях Салах эд-Дин, Анбар, Вавилон, Киркук, Багдад. Помимо использования ставших традиционными придорожных фугасов, в провинции Анбар бандиты похитили более 30 человек; освободили их лишь через несколько дней, получив за каждого выкуп в размере 10 тыс. долл. США. В провинции Киркук атаке подверглось нефтегазовое месторождение Алляс (оператор – иракская госкомпания SOMO). 9 мая в центре Багдада террорист-смертник взорвал мощное взрывное устройство, жертвами стали по меньшей мере восемь человек, более 20 получили ранения.
Тем не менее «исламский халифат» потерпел в Ираке поражение, и угроза возрождения ИГ в том виде, в каком эта террористическая группировка существовала 3-4 года назад, используется сегодня как предлог для сохранения и наращивания американского военного присутствия, особенно в свете резкого обострения американо-иранских отношений. Иракские власти продолжают лавировать, предпринимая шаги, призванные удовлетворить и Вашингтон, и Тегеран, что крайне сложно.
13 февраля премьер-министр Адель Абдель Махди официально обратился к США за помощью «в защите районов на севере Ирака, где существует вероятность возрождения ИГ». Это произошло во время встречи главы правительства с исполняющим обязанности министра обороны США Патриком Шанаханом, который посетил Багдад, чтобы обсудить вопрос об американском военном присутствии в Ираке.
В Вашингтоне неоднократно заявляли, что не допустят укрепления иранского влияния, но в конце марта Багдад посетил президент Исламской Республики Хасан Роухани, и уже с 1 апреля Ирак отменил визовый сбор для граждан Ирана. Ежегодно границу с Ираком пересекают несколько миллионов шиитских паломников из соседней страны во время религиозных праздников и иных церемоний. Американцы полагают, что среди них могут оказаться те, кто объектом своего внимания выберет иностранные военные базы и способен создать проблемы.
7 мая госсекретарь Майк Помпео встретился в Багдаде с премьер-министром Ирака и другими высокопоставленными должностными лицами, причём главной темой переговоров стала… безопасность американских войск в этой стране. «Мы говорили с ними о важности обеспечения Ираком того, чтобы он мог адекватно защищать американцев в своей стране», – заявил М. Помпео. Он подчеркнул, что США «готовы и впредь обеспечивать суверенитет и независимость Ирака, но не хотят, чтобы кто-то вмешивался в дела этой страны», отметив, что «необходимо иметь достаточно сил в регионе, чтобы обеспечить защиту интересов Соединенных Штатов». Накануне было объявлено о завершении контракта на поставку Ираку истребителей-бомбардировщиков F-16. Всего было закуплено 36 таких самолетов, но один в 2015 году потерпел катастрофу в штате Аризона. Пилотировавший машину старший группы иракских летчиков, прибывших на обучение, бригадный генерал авиации Рафид Мохаммед Хасан погиб, о чем в США и Ираке теперь предпочитают не вспоминать.
Помимо упрочения военного присутствия США, М. Помпео обсуждал с иракскими чиновниками перспективы сотрудничества в секторах электроэнергии, нефти и природного газа, однако единственным проектом, о котором было объявлено, стала установка американских систем безопасности и контроля в аэропортах Багдада, Эрбиля и Басры на 5 млн долл. (сумма мизерная). Иракские власти уже уяснили, что в деле восстановления разрушенной экономики на американцев рассчитывать не приходится и ищут иные пути.
Россия не спешит пока воспользоваться возможностями и уступает своим конкурентам на иракском рынке. Очередное заседание межправительственной российско-иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, состоявшееся в Багдаде, завершилось скромными результатами. 25 апреля стороны подписали 16 документов о партнёрстве в области промышленности, информационных технологий, транспорта, энергетики, электричества, торговли, образования и туризма, но большинство соглашений являются меморандумами о взаимопонимании, то есть юридически ни к чему не обязывают.
30 апреля премьер Абдель Махди отправился с рабочим визитом в Западную Европу (Германия, Франция, Нидерланды). Итоги переговоров впечатляют и масштабами, и скоростью начала реализации достигнутых договорённостей. Так, немецкая компания Siemens стала «основным партнёром» в соглашении о дорожной карте по модернизации электросети Ирака и осуществит проект в Ираке стоимостью 14 млрд долларов. Глава иракского правительства призвал А. Меркель продолжить оказывать также военную помощь Ираку, включая обучение и консультирование армии. По сообщениям СМИ, канцлер Германии отреагировала положительно.
В Париже была подписана «дорожная карта укрепления стратегического партнерства между Францией и Ираком», которую президент Э. Макрон назвал новой главой в истории франко-иракских отношений. Реализацию достигнутых договорённостей намечено начать в мае и, как отметил французский лидер, «одной из главных задач остается борьба с терроризмом».
Результатом визита иракского премьера в Нидерланды стало установление прямого воздушного сообщения, причём первый рейс из голландского Эйндховена прибыл в международный аэропорт Эрбиля уже 5 мая, а на следующий день выполнен рейс в Сулейманию (оператор – авиакомпания Freebird Airlines). Примечательно, что речь идёт о воздушном сообщении с Иракским Курдистаном: власти автономии постепенно возвращаются к теме независимости и в этом им вновь содействуют США. Парламент Иракского Курдистана 8 мая принял законопроект о восстановлении поста президента автономии и временно изменил метод выборов президента со всеобщего на парламентское голосование. До 22 мая ожидается утверждение внесенных парламентом кандидатур на должность президента в Высшем судебном совете. По мнению местных обозревателей, наибольший шанс стать президентом Иракского Курдистана имеет нынешний глава кабинета министров Нечирван Барзани.
9 мая в Эрбиле находилась делегация Государственного департамента США, которая была принята бывшим президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани и главой Совета безопасности автономии Масруром Барзани. Последний рассматривается как основной кандидат на должность премьер-министра Курдистана и известен тесными связями с американцами.
Фото: dnaindia.com