16 мая Министерство торговли США добавило китайский телекоммуникационный гигант Huawei и 70 его филиалов в чёрный список фирм (Entity List), которые не могут покупать технологии у американских компаний без одобрения правительства.
Это решение стало возможным после того, как 15 мая Дональд Трамп подписал указ, объявляющий чрезвычайное положение в стране «для устранения угрозы, связанной с неограниченным приобретением или использованием в Соединенных Штатах информационных или коммуникационных технологий или услуг, предназначенных, разработанных, изготовленных или поставленных лицами, принадлежащими, контролируемыми… иностранными противниками». Белый дом заявил, что «иностранные противники» преднамеренно создают уязвимости в своих информационных продуктах для «совершения злонамеренных кибернетических действий, включая экономический и промышленный шпионаж против Соединенных Штатов и их народа».
Министру торговли Уилбуру Россу дано распоряжение прекратить сделки, представляющие «неприемлемый риск». Хотя в указе не названо ни одной компании, широко распространено мнение, что он направлен в первую очередь против Huawei.
Для США атака на Huawei – это очередной раунд торговой войны с Китаем. В начале мая провалились торговые переговоры между двумя странами. США ввели новые торговые пошлины на китайские товары на сумму в $200 млрд. Китай ввёл ответные тарифы на $60 млрд. В итоге за сутки 13 мая американский фондовый рынок обвалился на $1 трлн. Больше всего пострадали зависящие от китайского рынка индустриальные гиганты: Boeing и Caterpillar потеряли по 5% капитализации, Tesla – 5,2%, Apple – 5,8%, Uber – 10,8% своей стоимости. В минусе завершили свои торги и китайские биржи.
После расправы Минторга США над Huawei стало известно, что Google частично разорвёт отношения с китайской компанией, в частности перестанет обеспечивать её закрытыми исходными кодами программных обновлений для системы Android. Cледующие поколения смартфонов Huawei не получат доступа к сервисам Google, включая магазин приложений Google Play, браузер Chrome, почтовый клиент Gmail, а также YouTube. Эти ограничения вступили в силу 19 мая. У Huawei останется доступ к версии Android с открытым исходным кодом AOSP (Android Open Source Project), и компания может выпускать устройства на этой версии операционной системы, но поддержки перечисленных выше сервисов Google в ней нет.
Основатель и генеральный директор Huawei Рен Чжэнфэй посмеялся над американскими санкциями, заявив японским СМИ, что у компании всё будет хорошо и без компонентов США.
В продуктах Huawei уже применяются чипы китайской компании HiSilicon Technologies и компиляторы Ark. HiSilicon Technologies, ранее дочерняя компания Huawei, в 2004 году стала самостоятельной компанией и не попадает в американский Entity List. Получив лицензии британской фирмы ARM, HiSilicon приступила к созданию собственных процессоров. Российский IT-ресурс ferra.ru характеризует восьмиядерный HiSilicon Kirin 980 как лучший в мире по скорости и экономичности процессор для смартфонов. Huawei, предвидя наступление «часа X», создала и свою операционную систему HongMeng OS для замены Android.
Надо заметить, что расправа с Huawei – сигнал не только Китаю. Другие страны тоже призадумаются о создании альтернативы продукции Google.
Между тем ряд ведущих американских производителей микросхем, включая Intel, Qualcomm, Xilinx и Broadcom, вслед за Google прекратили свои бизнес-транзакции с Huawei, сообщил Bloomberg со ссылкой на инсайдеров. Lumentum Holdings, которая продаёт компоненты Huawei, также объявила о прекращении продаж.
Huawei является вторым в мире продавцом смартфонов, опережая Apple и отставая от Samsung. Компания была «на пути к тому, чтобы стать крупнейшим продавцом смартфонов… не только в Европе, но и во всем мире», говорит Франциско Джеронимо, вице-президент IDC, лондонской фирмы по исследованию мирового рынка. По его словам, без доступа к сервисам Google для Huawei практически невозможно продавать смартфоны за пределами Китая. Однако Джеронимо считает, что китайские компании создадут альтернативную операционную систему за пять лет. Тогда отпадёт нужда полагаться на иностранные цепочки поставок. И весьма вероятно, что крупнейшие китайские производители Huawei, Xiaomi, Oppo, Lenovo, будут работать с правительством Китая над созданием альтернативы Android, что «полностью изменит рынок смартфонов».
Если взглянуть на конфликт США и Китая в более широком аспекте, может ли Пекин противостоять экономической мощи США, когда мировая экономика зависима от американского доллара и закрытие американских рынков может нанести китайским экспортно ориентированным компаниям серьёзный ущерб?
Главное внешнеполитическое издание Китая Global Times называет «три козыря», позволяющие выиграть торговую войну у США.
Первый козырь – это полный запрет на экспорт редкоземельных металлов в США. Редкоземы являются сырьём для цветных металлов, необходимых при производстве чипов. Производство редкоземельных металлов в Китае составляет большую часть мирового производства. У США есть свои редкоземельные запасы, но «потребуются годы, чтобы США восстановили собственную редкоземельную промышленность».
Другой козырной картой китайцев является государственный долг США. Китай держит более $1 трлн казначейских облигаций США.
Агентство Reuters пишет, что «Соединенные Штаты решили не вводить тарифы на редкоземельные металлы и другие важные минералы из Китая, подчеркнув свою зависимость от Китая в отношении группы материалов, используемых во всем: от бытовой электроники до военной техники». Однако американские компании всё равно купят, что им нужно, через японские или европейские фирмы. Закрытие китайского рынка не принесёт серьезных потерь американским корпорациям. На всю Азию приходится всего лишь 14 процентов объёма продаж крупных американских компаний из индекса S&P 500.
Правда, Китай включён во многие глобальные производственно-технологические цепочки, которые важны для американского рынка. И запрет на доступ к китайскому производству станет чувствительным ударом по конкурентоспособности американских компаний. А европейские и японские производители будут этому только рады – они сохранят доступ к китайской продукции.
В таких условиях у американских корпораций появляется мощный стимул поддержать политических противников Трампа на президентских выборах 2020 года.
Третий козырь Китая – сброс китайского портфеля американских трежерис (долговых обязательств правительства США).
Global Times напоминает, что Huawei не продает много своих устройств в Америке. Его основной бизнес – строительство в ряде районов США кабельных сетей связи. Эти районы понесут экономические потери, если откажутся от оборудования Huawei. Сети там будут работать с худшим качеством и будут стоить дороже. Всего в США 300 кабельных сетей скоростного Интернета, и 100 из них принадлежит Huawei.
В Пекине, впрочем, трезво оценивают свои шансы в торговой войне с Соединёнными Штатами. Главный редактор Global Times Hu Xijin пишет: «Большинство китайцев согласно с тем, что США сильнее, чем Китай... Но мы не хотим сдаваться и считаем, что США не смогут раздавить нас. Мы готовы терпеть некоторую боль, чтобы преподать США урок».