Чего боятся США? Кто-то скажет – ничего. Мол, и записи Трампа в «Твиттере», и заявления американских чиновников не дают в этом усомниться.
Однако с каким упорством и какой регулярностью бороздят воды Южно-Китайского моря американские боевые корабли! Зачем? Защищать свободу мореплавания и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, которую американцы не ратифицировали? Пустое. Никакие конвенции, ничьи права для американцев значения не имеют. И тем не менее только в последний месяц они дважды прочёсывали воды этого моря, в последний раз сразу же после того, как Пекин ответил Вашингтону двукратным повышением тарифов на большинство американских товаров, ввозимых в Поднебесную из США.
Конечно, санкционный кикбоксинг – составная часть борьбы США за сохранение лидерства в торговом мире, без чего Вашингтон быстро потеряет главный инструмент своего доминирования в виде узкой полоски зелёной бумаги с портретом Бена Франклина. Однако ответное повышение тарифов Пекином подталкивает США к тому, чтобы попробовать запереть Китай в Жёлтом и Восточно-Китайском морях и не дать ему укрепиться в море Южно-Китайском. Американцы и стараются это сделать.
Взглянем на карту глазами китайца: Жёлтое море караулит «лучший друг» США Южная Корея, главной опорой военно-морских сил которой являются подводные лодки. Восточно-Китайское море караулит другой «лучший друг» – Япония: два десятка подлодок и 4 вертолётоносца, к слову сказать. Однако Южно-Китайское море для Китая с его 5 атомными и 82 дизель-электрическими подлодками жизненно важно не потому, что там ему кто-то противостоит. Мелкие и легко контролируемые Жёлтое и Восточно-Китайское моря фактически запирают растущие военно-морские силы Пекина в этих акваториях, огороженных американскими военными базами. Прикрытием для постоянного присутствия американцев здесь стало то, что на эти воды претендуют ещё Индонезия, Филиппины, Бруней, Малайзия, Вьетнам и Тайвань. Якобы их интересы, а заодно и безопасность мореплавания в целом на этом очень оживлённом океаническом перепутье и защищают США.
Карта, показывающая расположение китайских баз в Хайнане и мелиорированных островов и инфраструктуры. Источник: Военно-морской институт США, usni.org
А что на самом деле делают там американские военно-морские силы, разъясняет британское агентство Reuters. Как сообщает агентство, американский эскадренный миноносец Preble в мае старательно утюжил воды в 12 морских милях от рифа Хуанъянь (Скарборо) – между китайским островом Хайнань и Филиппинами. Что караулил там Preble?
Дело в том, что до последнего времени только четыре государства обладали подводным флотом, несущим баллистические ракеты с ядерными боеголовками, что заставляло мир считаться с этими государствами, а их друг с другом. Это Россия, США, Великобритания и Франция. Последний годовой отчет Пентагона добавил пятого участника, обладающего «ядерными силами сдерживания морского базирования», – Китай. Как считают в Пентагоне, каждая из пяти атомных подводных лодок Пекина способна нести до 12 баллистических ракет с ядерными боеголовками и покрывать до 7200 километров. И это впервые сделало США уязвимыми для Китая. Американцы не могут теперь точно знать, где находятся китайские подлодки, если они базируются в Южно-Китайском море. Как раз там, где фланировал Preble.
И находится третья, самая южная китайская военно-морская база «Ялун», расположенная на острове Хайнань, в заливе Ялунвань. Там же на острове – в подземных ангарах склады ракетного, торпедного и артиллерийского вооружения, которым можно обеспечить половину военно-морского флота КНР. Есть даже подземные причалы, предназначенные для размещения лодок на случай вооружённого конфликта и нанесения вероятным противником ракетно-бомбовых ударов – британские журналисты сумели раздобыть фотографии из космоса, на которых видны (предположительно, как они пишут) устья этих подземных причалов. База обеспечена эшелонированной системой противовоздушной и противоракетной обороны.
Как признались военные, «Америка и ее союзники – включая Японию, Австралию и Великобританию – уже стараются отслеживать китайские ракетоносцы, как если бы они были полностью вооружены и находились в круглосуточном патрулировании в море».
«Как если бы» – не оговорка. По расчётам Пентагона, «Южно-Китайское море гораздо больше и частями глубже, что делает более удобным проведение скрытых операций подводных лодок… Китаю надо вывести свои подлодки из Хайнаня, избегая систем наблюдения, и выйти в море восточнее Филиппин, чтобы достичь радиуса поражения Соединенных Штатов». Чтобы организовать такое непрерывное патрулирование подводных ракетоносцев, их нужно не менее пяти, рассчитали в Пентагоне. Поэтому и «как если бы». И в апреле 2019 года китайские военные спустили на воду пятую подводную лодку проекта 094B Jin-B…
С выходом в море китайских стратегических атомных ракетоносцев класса Jin перед разгуливающими в водах Южно-Китайского моря американцами и их союзниками появляется полноценная триада из боевых кораблей, морской авиации и подводного флота, способная обрезать возможность ведения разведки у китайских берегов. Поэтому для Пекина так важен каждый остров и риф «по дороге» в Тихий океан.
Есть и ещё одно неприятное для Вашингтона обстоятельство. Оказывается, при Си Цзиньпине, утверждает Reuters, ракетостроение в Китае обогнало американское ракетостроение. «Эту драматическую перемену, – сообщают журналисты британского агентства, – должны бы поправить авианосцы США – становой хребет американского военного превосходства, но они устарели для конфликта с Китаем…»
Кто-то скажет, что материал Reuters о положении в Южно-Китайском море подготовлен в интересах военно-промышленного комплекса США и будет прав, но если в оценке «драматической перемены» британские журналисты не передёрнули, то ответ на вопрос «Чего боятся США?» начинает звучать иначе.
Заглавное фото: конкурирующие территориальные претензии в Южно-Китайском море, источник: energypost.eu