При посещении северо-западных районов Беларуси не может не броситься в глаза схожесть небольших каменных церквей, расположенных в сельской местности. Типичность форм и время возведения храмов указывают на деятельность в пользу Православной Церкви виленского генерал-губернатора Михаила Николаевича Муравьёва.
В учебнике по истории Беларуси для 8 класса отмечается, что будто бы в народе они получили название «муравьёвок». Сейчас это некорректное и презрительное название широко употребляется, но звучало ли оно в устах благочестивых людей XIX века – весьма сомнительно. А от белорусских экскурсоводов нередко можно услышать, что такое церковное строительство было проявлением наступательной российской политики, пренебрегавшей местными традициями. Однако это не так.
В 1864-1865 гг. на белорусских землях разворачиваются масштабные работы по строительству и восстановлению православных храмов. К тому времени для правительственной администрации стало очевидно, что, несмотря на почти вековое российское правление, в крае с большинством православного населения это преимущество не ощущается. На фоне возвышающихся каменных костёлов церкви невыгодно отличались своими весьма скромными силуэтами. Исправление ситуации стало насущной задачей правительства, уяснившего себе существующее положение дел в ходе польского мятежа 1863-1864 гг.
Большинство храмов были деревянными, зачастую требующими капитального ремонта или перестройки. В одной Минской епархии в 1864 г. на 45 каменных приходилось 399 деревянных церквей, причем подавляющее их количество по отчёту ревизионной комиссии нуждалось в ремонте. Безусловно, православные церкви и строились, и восстанавливались, но темпы были совершенно неудовлетворительными: разрушение временем опережало восстановление. Указ 1852 года обязывал помещиков заботиться о храмах для своих крестьян. Однако местный владелец, который зачастую был католиком, не проявлял большой заботы о благополучии православной церкви. В казённых имениях проекты должны были проходить утверждение в губернских комитетах, однако и здесь долгое время господствовал польский и католический дух не на пользу Православия. Оставались только приходские причты и сами прихожане, у которых недостаток материальных средств мог компенсироваться лишь усердной молитвой.
Георгиевская церковь в деревне Лоск Воложинского района. Фото: tut.by
Противодействие всему польскому и католическому в Северо-Западном крае Российской империи стало задачей правительственной администрации, которую возглавил виленский генерал-губернатор Михаил Николаевич Муравьёв. Ещё до своего повторного назначения в западные губернии он проявлял заботу о восстановлении здесь православных храмов, будучи министром государственных имуществ. Теперь же, после своего назначения, явился с продуманным планом административных мер. В 1864 г. Муравьёв получил отчёты о состоянии церквей в белорусско-литовских губерниях. Они показали всю пагубность зависимости православного населения от настроения помещиков-католиков. Нередко уже собранные крестьянами для ремонта своего храма деньги и материалы помещики направляли на собственные нужды, на нужды костёла или даже использовали в интересах мятежников. Для исправления положения необходима была организационная и материальная поддержка правительства, сочетавшаяся с инициативой прихожан.
Храм Всех святых в Турове. Фото: nashkraj.info
В 1858 г. на строительство церквей уже было выделено полмиллиона рублей. В 1860 г. – ещё миллион. Однако этих государственных средств хватило для поправки лишь 1/6 части от общего количества нуждающихся приходов Минской, Могилёвской и Витебской губерний. Муравьёв пошёл по пути изыскания местных средств. Сумма формировалась из обычных налоговых губернских сборов, специального сбора на строительство церквей, отчислений из государственных пособий, а также кружечных сборов для благотворительных акций. Только из местного бюджета виленский генерал-губернатор отпустил более 900 тыс. рублей. Организованная же им благотворительная помощь от пожертвований не поддаётся точному вычислению (на восстановление только двух древних церквей Вильно было собрано около 300 тыс. рублей). Обращалось внимание на то, чтобы использование средств было экономным и эффективным. Проектирование и подготовка необходимой документации были изъяты из прежнего ведомства местных властей. В каждом приходе были сформированы группы из 4-8 активных прихожан во главе со священником, которые составили местный попечительский совет, отвечающий за благосостояние храма. В каждой губернии были образованы специальные комитеты, занимающиеся церковно-строительным делом. Подготовленные заказы шли на рассмотрение в главный строительный комитет, находящийся в Вильно. Его возглавляли художник Александр Рязанов и архитектор Николай Чагин.
Сам генерал-губернатор М.Н. Муравьёв принимал участие в каждом деле. Исполнение одобренного проекта доверялось преимущественно профессиональным подрядчикам, а не местным хозяйственникам. Когда виленский комитет перестал справляться с обилием проектов, тогда из Министерства государственных имуществ были предложены готовые «типовые» проекты церквей на 200, 300 и 500 прихожан.
Интенсивность строительства при Муравьёве поразительна. За 1863-1865 гг. было выстроено 98 новых церквей и 63 часовни, отремонтировано 126 храмов, 19 перестроено из бывших католических костёлов и часовен.
Главной идеей этого интенсивного церковного строительства было явное, показательное восстановление издревле православного образа страны. В деятельности Муравьёва просматривается задача активизировать местные народные силы. Храмы не только строились, они восстанавливались, на смену их запущенному тусклому облику приходил образ благочестия православных предков. Так появились компактные «типовые» сельские храмы, построенные в ретроспективном русском стиле московского и ярославского зодчества: колокольня над входом, продолговатая трапезная, расширяющийся основной объём с куполом в центральной части и алтарь с двумя ризницами по бокам.
Церковь Параскевы в Вильнюсе. Фото: wikimedia
Важно отметить, что при общем подобии храмы в одной местности не копируют друг друга. Это тоже было задачей архитекторов и строителей. И нельзя сказать, что местные традиции храмостроительства игнорировались. Так, заметно характерное для белорусских зодчих использование бутовой кладки, традиционность декоративных элементов; даже сама форма является продолжением стиля народной архитектуры деревянных церквей XVII-XVIII вв. Конечно, строительство нового храма в сельской местности зависело от материальных возможностей и размеров прихода, и само внешнее сходство таких церквей было выражением сходства форм сельских храмов в прежние времена. В городе же восстановление былого облика православного храма становилось подлинным возрождением древних традиций. Когда в Вильно из бывшей ветеринарной клиники, дома бедняков и кузницы восстаёт в своём величии древнейший собор в честь Успения Богородицы, служивший кафедрой западнорусских митрополитов и восходящий своим основанием ко времени Ольгерда (1348 г.), или из развалин восстают древние Пятницкая (1345 г.) и Никольская церкви (1340 г.), тогда зримо звучит свидетельство об исконности Православия в Великом княжестве Литовском. А ведь кроме виленских церквей были восстановлены Софийский собор в Гродно, Петро-Павловский кафедральный собор в Минске и другие. Прихожане, откликаясь на призыв администрации края, были не просто зрителями событий, но их прямыми участниками, помогая при заготовке необходимых материалов, жертвуя свои средства на ремонты, объединяясь в попечительские советы. Активизация церковного строительства привела вообще к активизации приходской и общественной жизни в разных сферах: богослужебной, благотворительной, просветительской.
Возведение или реставрация православных храмов в белорусских губерниях хотя и происходили с участием администрации, но были настоящим народным делом. Построенные в 60-е гг. XIX в. церкви стали частью белорусского архитектурного наследия, в котором сочетались местные традиции и характерный стиль московско-ярославского зодчества. Для своего времени это было эффективным решением проблемы запущенности церковных строений, их непрезентабельного вида, а в перспективе это послужило на пользу белорусской культуре.
Заглавное фото: Покровская церковь в деревне Вишнево, Воложинский район Минской области, vedaj.by