В последнее время в многолетней политике США по бойкотированию президента Белоруссии А. Лукашенко как «последнего диктатора в Европе» произошли некоторые изменения. По понятным причинам они вызвали в Минске определённый прилив оптимизма. Сначала в белорусскую столицу начиная примерно с 2016 г. зачастили известные (в основном одни и те же) эксперты-кремленологи, специалисты преимущественно по военно-стратегической проблематике. Одним из первых был помощник замминистра обороны США Майкл Карпентер, принятый, вопреки всем протоколам, по самому высшему разряду президентом Беларуси.
А. Лукашенко и М. Карпентер
Затем в 2018 г. белорусского лидера посетил молодой, но уже известный тем, что он является автором новой доктрины активизации политики США в Восточной Европе, замгоссекретаря Уэсс Митчелл.
А. Лукашенко и У. Митчелл
И, наконец, кульминация: в конце августа 2019 г. на переговоры с Лукашенко прибыл один из тяжеловесов американской политики – помощник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.
А. Лукашенко и Дж. Болтон
Казалось бы, вот он долгожданный прорыв унизительной блокады и триумф многовекторной политики, которую так старательно разыгрывало окружение Лукашенко в последние годы. Впору радоваться, что в Вашингтоне, наконец, осознали отсутствие альтернативы действующим белорусским властям и поняли необходимость договариваться по всем беспокоящим Соединённые Штаты вопросам именно с ними. Однако что-то подсказывает: и главная цель Белого дома в отношении отрыва Белоруссии от России, и предпочтения американцев касательно персонального состава руководителей в Минске остаются неизменными.
Просто стратегия США по устранению Лукашенко от власти перешла на качественно иной уровень.
Вся та команда с американской стороны, которая сумела за последние годы «оседлать» диалог с Минском, от Митчелла до Болтона, вообще не имела никаких полномочий по нормализации отношений с Белоруссией ни от администрации, ни от Конгресса. И удивляться тому, почему вслед за многообещающими, казалось бы, переговорами все уступки шли лишь с одной стороны – белорусской, и не сопровождались уступками американцев, не приходится. Да уступки со стороны США вообще никто не планировал!
По существу, Минск «осваивали» представители не «нормализационной», а всё той же «расстрельной» команды, заточенной под методику современной гибридной войны в стиле 2.0. То, что главные протагонисты Митчелл и Болтон за свой вызывающе «ястребиный» нрав отправлены в отставку, сути дела не меняет. Остальные члены команды по-прежнему – на удивление – желанные гости в Минске. А главное, разработанные этой командой установки и методики трансформации политики Белоруссии и правящего в ней режима остаются в силе.
Как это делалось у соседей
Посмотрим на основные нормативные и доктринальные документы, которыми определяется санкционная политика США в отношении Беларуси. На правовом уровне она регулируется двумя законодательными постановлениями Конгресса: Актом о демократии в Беларуси 2004 г. и Актом о демократии и правах человека 2011 г. В обоих документах отчётливо прослеживается курс на смену власти в Беларуси, в основном посредством организации выступлений протеста в духе популярных тогда «цветных революций». Тогда же была принята «дорожная карта» по воздействию на Белоруссию, которая в силу её особого цинизма формально была прикрыта авторством экспертного сообщества США. Среди большого числа авторов этой стратегии, отобранных, как подчёркивалось, на двухпартийной основе, были как отставные, так и действующие чиновники. При принятии 23 сентября 2011 года этого официозного документа (он называется «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий») присутствовали высокопоставленные представители администрации президента Обамы и даже первый заместитель министра иностранных дел Польши Кшиштоф Становски. Сопредседателями авторского коллектива были директор Центра анализа европейской политики (CEPA), а в последующем замгоссекретаря по Европе и Евразии Уэсс Митчелл и бывший замгоссекретаря по правам человека и демократии, а затем директор Freedom House Дэвид Крамер.
При представлении доклада Митчелл говорил о Лукашенко как о «белорусском диктаторе», в отношении которого должна проводиться «энергичная трансатлантическая политика, которая могла бы помочь осуществить реальные демократические изменения в Беларуси». Крамер высказался ещё более определённо: «Жестокая диктатура на пороге ЕС неприемлема… Куда уйдет Лукашенко? Это его проблема».
Дэвид Крамер
Белорусская оппозиция тогда с уверенностью заключила: «Доклад последовательно проводит мысль, что реформы в Беларуси могут наступить только после того, как президент Александр Лукашенко будет отодвинут от власти, и исключает диалог с действующей властью как путь к изменениям в сторону демократии и рыночной экономики».
На радость местным противникам Лукашенко документ содержал обширную программу мер по их материальной, информационной и иной поддержке в духе демократии улицы. Но, видимо, уже в тот момент авторы «белорусской стратегии» сомневались, что удастся склонить на свою сторону широкие массы, а потому высказывали идеи и об иной работе – более скрытой, направленной на белорусские элиты, включая окружение Лукашенко.
Планом предполагалось по-прежнему ограничивать Минск в финансах, но подготовить существенные резервы, для того чтобы быстро «влить» их в «постлукашенковскую Белоруссию» и сделать ожидание такой трансформации желанной целью для элит. Хотя будущих лидеров намечалось «выращивать» в основном из оппозиционеров, уже тогда высказывалось предположение о вполне возможном «изменении статус-кво в стране в результате импульсов из окружения Лукашенко». Подчёркивалось, что на Западе «должны быть готовы к такому сценарию и определить наилучшие методы воздействия на эти элиты». Указывалось также, что ещё до начала «оранжевой революции» на Украине в 2004 году Западу удалось установить прочные связи с украинскими силовиками из разведки и вооружённых сил. Активизация этих контактов признавалась принципиально важной для последующего развития украинских событий. Доклад констатировал, что таких «агентов перемен» в Белоруссии недостаточно. Соответственно, ставилась задача ликвидировать недостаток. Отметим, что работа с украинскими силовиками велась американцами и посредством особой «игры с Януковичем», когда, надеясь на признательность американской стороны, украинский президент открывал для США прямые каналы связи с СБУ и ВС Украины. То есть прецедент уже существовал.
Авторы документа «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий» советовали обратить внимание как на кадровый резерв на уволенных за последнее время из органов белорусской власти и потому ею недовольных. Главной целью всей этой работы ставились «поиски альтернативы Лукашенко и существующему положению». Запад должен стремиться не к «приручению Лукашенко», а к освобождению от него. «Окружение Лукашенко должно понимать, что лишь после его ухода перед ними откроется светлое будущее».
И вот в 2018 году один из главных авторов этой «революционной платформы» Уэсс Митчелл уже в качестве замгоссекретаря прибывает в тоге «нормализатора» отношений США и Белоруссии в Минск и встречается с белорусским президентом. Он, что, передумал смещать Лукашенко и «переобулся в полёте»? Известный белорусский оппозиционер, подвизающийся на «Радио "Свобода"», Павел Усов в это не верит и считает, что поездка Митчелла – зондаж. А соавтор Митчелла по докладу о «демократических переменах» в Беларуси Дэвид Крамер знает об этом наверняка и потому с уверенностью заявляет, что «Уэсс адресовался к стране Беларуси, а не к Лукашенко».
То есть от прежних разработок никто не отказался. В них просто по-иному расставили акценты – от неэффективной в условиях Белоруссии ориентации на массы к концентрации внимания на работе с элитами и окружением президента. А как можно адресоваться к этим аудиториям, особенно из числа силовиков, если не с помощью самого Лукашенко?
(Окончание следует)