В марте едва ли не самой популярной зарубежной страной у жителей Китая стала Сербия. Стоило собственному корреспонденту китайского телеканала CCTV Инг Чанг опубликовать в национальной соцсети Veibo обращение сербского президента Александра Вучича к председателю КНР Си Цзиньпину с просьбой о помощи, как буквально за пару дней его посмотрели 330 миллионов и прокомментировали 72 тысячи пользователей.
Затем журналистка выложила ещё один ролик, с нарезкой видео и музыкой – его посмотрели 130 миллионов и прокомментировали 26 тысяч пользователей. «Поможем сербским братьям!» – звучало в большинстве комментариев. За этим последовала массовая подписка на страницу Туристического агентства Сербии в Veibo – к ней присоединились более миллиона пользователей из Китая. Тогда страницу в Veibo решило завести и посольство Сербии в КНР – за три дня ее подписчиками стали 330 тысяч человек. Китайцы просто закидали сербское посольство письмами и электронными сообщениями: выражали желание приехать в Сербию волонтёрами, интересовались, где приобрести сербские товары, чтобы поддержать экономику страны, спрашивали, куда перевести пожертвования….
А главное – на призыв откликнулось китайское государство. Буквально через сутки после просьбы президента Вучича Пекин отправил в Сербию первый борт с тестами на выявление коронавируса. Затем самолёты из Китая (грузы доставляли как сербские борты, так и российский «Руслан») стали приземляться в белградском аэропорту Никола Тесла регулярно. На 30 марта китайская сторона передала сербам 100 тысяч масок М-95 и 30 тысяч обычных медицинских масок, 500 тысяч одноразовых медицинских перчаток, 20 комплектов инфракрасных измерителей температуры, 25 тысяч тестов на выявление коронавирусов (еще 15 тысяч тестов поставила сербам Россия).
А самое главное, что сделал Пекин, – это отправил в Сербию своих специалистов, имеющих опыт успешной борьбы с коронавирусом. На балканской земле их встречали как долгожданных и дорогих гостей. Фотография встречи врачей из КНР собрала 800 миллионов просмотров в китайском сегменте Интернета и 13 тысяч восторженных комментариев в Veibo. Ещё 300 миллионов человек посмотрели аналогичную новость на портале «Жэньминь жибао», оставив 40 тысяч комментариев.
В Сербии китайцы за короткое время наладили процесс борьбы с эпидемией, исходя из опыта, приобретённого в экстремальных условиях опыта.
«Китайские врачи сравнивают эпидемию коронавируса с гангреной ноги, от которой ежедневно отрезают по полмиллиметра, но очаг постоянно ширится, так что только вопрос времени, когда она захватит все тело, – говорит Александр Вучич. – Поэтому цель – охватить тестированием максимально большое количество людей, захватить среди них всех инфицированных и вылечить… Именно таким способом китайцы победили коронавирус в одном из своих городов, который по количеству жителей сопоставим с Сербией, где кризисное положение продолжалось 29 дней».
Прибытие китайских врачей в Сербию символически совпало с очередной годовщиной натовской агрессии против Югославии, и делегация специалистов из КНР вместе с сербским министром обороны Александром Вулиным приняла участие в церемонии памяти жертв бомбардировки китайского посольства 7 мая 1999 года, когда погибли трое и были ранены 21 китайский гражданин.
«Сербия и Китай – «стальные» друзья, которые вместе разделяли добрые и ужасные моменты истории, – отметила присутствовавшая на церемонии посол КНР в Сербии Чень Бо. – Когда мы сталкиваемся с большими проблемами, то остаемся вместе и помогаем друг другу».
«Дело не только в том, поможет ли кто-то финансами. Евросоюз также выделил нам 7,5 миллиона евро, Норвегия – 5 миллионов евро, и мы благодарны им за это, – говорит глава МИД Сербии Ивица Дачич. – Но сейчас речь идет о солидарности. В сложившихся условиях деньги значат далеко не все… И ЕС не выказал солидарности, запретив ввоз в Сербию медицинского оборудования. Единственной страной, где мы смогли закупить все необходимое, стал Китай. Ещё помощь от имени России нам пообещал министр иностранных дел Сергей Лавров, причем российская сторона сама закупит оборудование; обещают также помощь Объединённые Арабские Эмираты».
Александр Вучич прокомментировал запрет Еврокомиссии на экспорт медикаментов и медоборудования из ЕС: «Европейская солидарность оказалась всего лишь сказкой на бумаге». Часть поступившего из КНР в Сербию оборудования была закуплена за средства сербского бюджета, другая часть стала даром Пекина.
При этом глава делегации Европарламента по взаимоотношениям с Сербией Таня Файон высказала критику в адрес Белграда за перенос в связи с эпидемией местных и парламентских выборов, а также закрытие границы с ЕС. «Мы ожидали, что госпожа Файон обратится к Европейскому парламенту с просьбой уравнять Сербию с государствами-членами в вопросе оказания помощи, – парировал министр обороны Сербии Александр Вулин. – Вместо этого докладчик по Сербии… дала нам урок демократии и объяснила, почему мы не должны управлять своими границами. Мы будем благодарны госпоже Файон, если она перестанет нам мешать… это будет лучшая помощь с ее стороны».
Сегодня КНР является одним из основных инвесторов в сербскую экономику: Пекин вложил 2 млрд 300 млн евро в горнообогатительный комбинат в Смердево, 7,5 млрд долларов в дорожную инфраструктуру, планирует возвести в окрестностях Белграда технопарк под эгидой Huawei. И Белград умеет быть благодарным.